Эксперты прогнозируют возможный рост ДТП с летальными исходами
Старые легковые автомобили стали пользоваться большим спросом в Казахстане. Так, по данным БНС АСПиР РК, в мае 2022 г. на учет было поставлено 39 490 легковых автомобилей выпуском более 20 лет, доля подобного транспорта составляет 40,3% от общего объема регистраций – 98 090 единиц. С начала года наблюдается рост, однако в феврале-марте тенденция снижается на 4,6%, и уже на протяжении последних трех месяцев наблюдается постепенный рост доли. Так, например, рост в мае составил 0,6%. Согласно графику, по сравнению с апрелем рост в мае составил 28%, рост с начала года составил 31,3%.
В разрезе регионов, лидером антирейтинга по количеству регистрации за май является Алматинская область (7565), далее следует Туркестанская (4087) и замыкает тройку лидеров Жамбылская (3573). Всего же на юге страны поставлено на учет 23 003 автомобиля, что составляет 58,3% от общереспубликанского показателя.
Меньше всего регистрируют легковые автомобили, выпущенные более 20 лет назад, в Атырауской (305), Западно-Казахстанской (665) и Мангистауской областях (885). При этом, рассматривая ситуацию с регистрацией легковых автомобилей не старше 3 лет, в лидерах будут регионы с высокой покупательской способностью, коими являются западные регионы, города Нур-Султан и Алматы.
Одной из вероятных причин является начавшийся серый импорт из Казахстана в Россию, а также дефицит новых автомобилей и взрывной рост цен на них в России. К тому же сниженные таможенные пошлины ЕАЭС и сложившийся средний курс 6,82 тенге за рубль лишь усиливает интерес.
Кроме того, логистические проблемы из-за антироссийских санкций; дефицит чипов, связанный и с быстрым ростом спроса, развитием майнинга, и с пандемией, которая нарушила цепочки поставок; снижение покупательской способности и продолжающаеся инфляция лишь усугубляют возможность казахстанцев приобрести новый автомобиль.
Вдобавок, уровень пассивной безопасности на дороге напрямую зависит от даты выпуска машины: чем старее машина, тем больше вероятность попасть в ДТП и/или погибнуть. Например, уровень смертности в автомобилях сроком выпуска меньше 3 лет составляет 26%, а у автомобилей выпуском более 20 лет данный показатель варьируется в пределах 42-46%. Поэтому прогнозируется возможный рост ДТП с летальными исходами.
Остается ждать обновленных данных, чтобы понять, как повлияет льготное автокредитование – эффективно ли оно справляется с задачей обновления автопарка или нет. По текущей ситуации – это негативная тенденция, которую нужно решать, не только субсидированием кредитов, но и развитием конкуренции на отечественном рынке.
Источник: Telegram-канал: @marketanatomy.
Фото: pexels.com.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!