Несмотря на мантры о модернизации экономики - в фокусе внимания проекты развития нефтяных месторождений
В рамках прошедшего в четверг, 22 июня, в Астане пленарного заседания совета иностранных инвесторов (СИИ) при президенте Казахстана, Нурсултан НАЗАРБАЕВ провел переговоры с руководителями крупнейших нефтегазовых компаний.
Список приглашенных на встречу с главой государства позволяет с большой долей вероятности предполагать, о чем шла речь за закрытыми дверями.
В частности, Нурсултан Назарбаев беседовал с главным исполнительным директором компании «Эни С.п.А.» Клаудио ДЕСКАЛЬЦИ, главным исполнительным директором концерна «Ройял Датч Шелл» Бен ван БЕРДЕНОМ и президентом компании «ЛУКОЙЛ» Вагитом АЛЕКПЕРОВЫМ.
А это значит, что в фокусе внимания были проекты развития месторождения Кашаган и будущий проект расширения на Карачаганаке.
Именно эти два месторождения, как и третье – Тенгиз – станут основной надеждой казахстанской экономики в ближайшее десятилетие. Что не вызывает никаких сомнений, несмотря на мантры о модернизации экономики.
На том же пленарном заседании СИИ, где звучали красивые слова об «энергии будущего» и возобновляемых источниках энергии, министр энергетики Канат БОЗУМБАЕВ сказал, обращаясь к главе государства, что «пик потребления нефти будет к 2030 году. В связи с чем нам надо наращивать ее добычу в ближайшие 10 лет. Для этого, по вашему поручению, министерством принимаются меры по стимулированию инвестиций в нефтяную отрасль страны».
По словам министра, после принятия нового Кодекса о недрах и Налогового кодекса, которое должно случиться в конце текущего года, Казахстан сможет привлекать в отрасль до 1 миллиарда долларов ежегодно: «Нами разработаны нормы по повышению инвестиционной привлекательности и снижению административных барьеров в проектах Кодекса о недрах и Налогового кодекса. Законопроекты планируется внести в парламент в сентябре нынешнего года. При низких ценах на нефть внесенные поправки позволят привлечь порядка 1 миллиарда долларов США инвестиций в нефте- и геологоразведку ежегодно».
Разработанный проект нового Кодекса о недрах еще в марте был разослан для обсуждения в профильные ассоциации, объединения инвесторов и крупные юридические компании.
И, как отмечает Наталья БРАЙНИНА, партнер алматинской юридической фирмы «Aequitas», правовое регулирование недропользования в нефтяной отрасли меняется в значительно меньшей степени, чем в горнорудной: «Большим изменениям правовое регулирование недропользования в нефтяной отрасли не подверглось, и сказочная либерализация правового режима, ожидаемая горняками, нефтяников не коснется».
Говоря о положительных новациях, можно отметить, что новый кодекс в определенной степени либерализует порядок получения права недропользования.
Согласно проекту, физическое или юридическое лицо, заинтересованное в получении права недропользования по углеводородам, подает в компетентный орган письменное заявление на проведение аукциона для предоставления такого права.
Рассмотрев это заявление, компетентный орган в течение 10 рабочих дней либо публикует извещение о проведении аукциона, либо выносит отказ по основаниям, установленным кодексом.
Извещение о проведении аукциона содержит широкий перечень условий, с которыми априори соглашаются участники. Среди прочего, в качестве условий выдвигаются размер расходов на обучение казахстанских кадров в период добычи; размер расходов на научно-исследовательские, научно-технические и опытно-конструкторские работы на территории Казахстана, необходимые для выполнения работ по контракту в период добычи; размер расходов на социально-экономическое развитие региона и развитие его инфраструктуры в период добычи; минимальные обязательства по местному содержанию в работах, услугах, кадрах и т.д.
Кроме того, компетентный орган в определенных случаях имеет право устанавливать дополнительные условия, например, долю национальной компании в контракте и другие.
Аукцион проводится в открытой форме, и фактически участники конкурируют между собой лишь по величине подписного бонуса, начиная со стартового размера, указанного в извещении.
Если же конкурентов у заявителя не находится, то контракт заключается с единственным лицом, зарегистрированным в качестве участника аукциона, на условиях уплаты стартового размера подписного бонуса.
В то же время в новом кодексе значительно усиливается роль национальной компании «КазМунайГаз», в частности, в случае назначения оператора по контракту с обязательным долевым участием нацкомпании, доля ее участия в уставном капитале оператора должна составлять не менее 50%.
Но, пожалуй, главным сюрпризом для инвесторов может стать порядок продления контрактов на недропользование. Известно, что крупные месторождения, типа Кашагана или Тенгиза, требуют просто колоссальных инвестиций, которые «отбиваются» инвесторами в течение десятилетий.
Именно поэтому срок действия, в частности, этих двух контрактов – по 40 лет, в течение которых акционеры проекта должны вернуть вложенные деньги и, естественно, получить прибыль.
Согласно проекту кодекса, период разведки по контракту на разведку и добычу составляет не более 6 лет, а на участке недр на море, либо по сложным проектам, где требуется бурение скважин глубиной свыше 6 км – не более 8 лет.
Продление этого срока возможно лишь один раз, и не более чем на 3 года, а на участке на море, либо по сложным проектам разведки углеводородов – до 6 лет. Теоретически это означает, что действуй подобные нормы еще пару лет назад, Казахстан мог бы на вполне законных основаниях вернуть месторождение Кашаган в свою собственность и разрабатывать его самостоятельно.
Что касается контрактов на добычу, то теперь их продолжительность не может быть более 25 лет, а на крупных и уникальных месторождениях – 45 лет, при этом продление может осуществляться только в пределах этих сроков.
В соответствии с действующей сегодня нормативно-правовой базой, теоретически контракт может продлеваться вплоть до срока, необходимого для полной выработки запасов углеводородов.
Кроме того, правительство получает право продление контракта на крупных уникальных месторождениях оговаривать дополнительными условиями, не имевшимися в первоначальном контракте.
В качестве таких условий могут быть обязательства для инвестора: создать новые перерабатывающие производства или модернизировать действующие; поставлять добываемые нефть и газ для переработки на перерабатывающие мощности внутри страны на территории Казахстана на договорных условиях; либо реализовать иной инвестиционный проект.
Как известно, срок действия Тенгизского проекта, заключенного на заре независимости, истекает в 2033 году. Видимо, он имеет все шансы стать тем испытательным полигоном, на котором будут обкатываться новые технологии продления контрактов на недропользование.
Фото: forbes.kz