Канат Ибрагимов: Управлять культурой – это абсурд

4547 просмотров
0
Канат ИБРАГИМОВ
Вторник, 21 Июн 2016, 08:30

В истории казахов, кочевников всегда было понятие необходимости и свободы культуры

Канат Ибрагимов.

...Пытаюсь объяснить своему другу - американскому художнику, кто такой министр культуры.

Не понимает.

Говорю:

- Ну, это как у вас секретарь (в системе госуправления США министры называются secretary – секретарями).

Опять не понимает.

- Вот у нас, - говорит, - секретарь департамента внутренней безопасности занимается внутренней безопасностью, секретарь департамента транспорта занимается транспортом. А чем занимается секретарь культуры?

- Культурой, - отвечаю я, понимая, что сморозил очередную глупость. На его взгляд.

- Подожди! – этот самый взгляд у моего друга становится таким, что мне почему-то стыдно. – Ты хочешь сказать, что этот секретарь... руководит культурой?

...Ему на самом деле не понять. Он живет в Америке.

В штате (Калифорния), который любит и помнит 1967-й год за «лето любви», а квартал Хейт-Эшбери – за сотни тысяч хиппи, собравшихся тем летом отпраздновать собственные любовь и свободу.

В городе (Сан-Франциско), где сегодня действуют десятки, если не сотни тысяч всевозможных художественных фондов и арт-сообществ и где после кризиса с «Леман бразерс» осталось «всего-то» около 400 или 500 галерей и тьма музеев: Музей современного искусства, Музей искусств Азии, Центр искусств Йерба-Буэна, Музей современного еврейского искусства...

В городе, близ которого расположен знаменитый Беркли, маленький академический городок с сотней театров размером не больше табакерки. Но все они по вечерам переполнены, везде аншлаг, а ставят – от Шекспира до современных авангардистов.

В городе, откуда пошел знаменитый калифорнийский рок и где можно послушать все: от классического хэви-метала до современных групп. Я недавно был на концерте Metallica, а тут же, рядом, играл Muse.

Все это в целом создает абсолютный бардак и ощущение неуправляемости – то есть то самое состояние, которое необходимо для развития культуры. Потому что любая попытка управлять культурой – это абсурд. Попытка управлять художником – идиотизм. Попытка управлять искусством в целом – это совковая цензура из недалекого прошлого.

...Но именно это делают чиновники из министерства культуры - так я, в конце концов, объяснил своему непонятливому американскому другу. Предлагают художникам создавать на холстах образы великих героев, которым надо подражать. Композиторам – слагать в честь этих героев оды и оратории. Режиссерам – ставить такие же спектакли. Балетмейстерам – придумывать такие же балеты. Цирковым артистам... Тут я остановил свой поток – то ли фантазии, то ли воспоминаний. Вы не поверите, но я на самом деле не хочу ругать нашу страну. Потому что, несмотря на весь этот культурный идеологический джут, у нас все же есть люди искусства, которые находят в себе мужество заявлять о себе - что в сегодняшнем Казахстане уже есть подвиг. Совершённый, кстати, во имя этой страны, потому что, пока существует художник в обществе, есть надежда на будущее, на свободу, на чистоту души. И страна до тех пор не превратится в какую-нибудь сумасшедшую полпотовскую державу, пока в ней жив последний художник, поэт, музыкант...

«Священный паразит» - как сказал французский поэт и писатель Мишель УЭЛЬБЕК. 

Самое интересное, что это абсолютно в нашей традиции. В истории казахов, номадов, кочевников всегда было понятие необходимости и свободы культуры. Иначе не было бы института серi – поэтов-сказителей, домбристов, веселых и грустных бездельников без семьи и детей, которые мотались между аулами. Их везде кормили и поили, как священных паразитов. Их везде принимали. Они могли высказать слова упрека хану в лицо – и покинуть большой аул живыми и невредимыми, потому что был некий закон, который защищал их – бардов средневековой степи…

А что происходит сегодня?

2010 год. Министр культуры Мухтар КУЛ-МУХАММЕД пытается ввести цензуру в… айтысах, возобновившихся после двухлетнего перерыва. «У нас сегодня тема – независимость, мы должны воспевать Астану и говорить о достижениях Казахстана», - строго говорит министр акыну, который вздумал следовать старинной традиции айтыскеров – говорить о проблемах дня сегодняшнего. Понятно, что главные призы – автомобили – достались тем, кто послушался… 

2014 год. Министр культуры Арыстанбек МУХАМЕДИУЛЫ выступает с «блестящей», а главное – свежей идеей сдавать площади театров в аренду. И вообще развивать там (цитирую) «коммерческие направления». «В тех же оперных театрах, мы все знаем, хороший доход идет от буфетного обслуживания и продажи сувениров», - отмечает наблюдательный министр. Как-то сразу вспомнились девяностые и мебельный салон во Дворце Республики. А что? Тоже, наверное, был хороший доход…

2015 год. В Интернете появляется аудиозапись совещания министра культуры Арыстанбека Мухамедиулы с руководством киностудии «Казахфильм». «Слушайте! Вы – никто! Что вы нам диктуете свои условия? Мы не будем пересматривать. Зачем вы заявили в СМИ, что государственные деньги уже потратили? Теперь вы должны сказать, что ошиблись там, не те данные взяли… Я вот сознательно пошел на этот шаг… Я же для вас сейчас всё остановил на «Казахфильме», все фильмы, для вашего проекта всё ужимаю», - возмущался добрый и главное - щедрый за государственный счет министр…

…Пока я все это вспоминал, мой американский коллега задал мне совсем уж сложный вопрос:

- А зачем управлять культурой?

И вот здесь я «завис». Прочно и надолго. И – как на духу – до сих пор не знаю, что ему можно было ответить…

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Депутат мажилиса
Я за стабильность. Именно за настоящую, а не декоративную. Но стабильность – это не когда одних и тех же лиц пересаживают из кресла в кресло. Это не стабильность, это круговорот должностей в природе. Если после такого резонансного скандала люди без публичной оценки, без внятных выводов снова оказываются в системе, это говорит не об устойчивости, а о том, что ответственность у нас всё ещё носит временный характер. Сегодня ушли, завтра вернулись. Стабильность так не строится, - опубликовано на Informburo.kz
Марат Шибутов: «Это далеко не последний террористический акт, направленный по религиозным мотивам против евреев»
Может настать время, когда придётся спасать от беженцев тех, кто ратует за их приём
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Как построить демократию без хаоса
Гражданское общество, партийное строительство, национальный Курултай
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером