В истории казахов, кочевников всегда было понятие необходимости и свободы культуры
Канат Ибрагимов.
...Пытаюсь объяснить своему другу - американскому художнику, кто такой министр культуры.
Не понимает.
Говорю:
- Ну, это как у вас секретарь (в системе госуправления США министры называются secretary – секретарями).
Опять не понимает.
- Вот у нас, - говорит, - секретарь департамента внутренней безопасности занимается внутренней безопасностью, секретарь департамента транспорта занимается транспортом. А чем занимается секретарь культуры?
- Культурой, - отвечаю я, понимая, что сморозил очередную глупость. На его взгляд.
- Подожди! – этот самый взгляд у моего друга становится таким, что мне почему-то стыдно. – Ты хочешь сказать, что этот секретарь... руководит культурой?
...Ему на самом деле не понять. Он живет в Америке.
В штате (Калифорния), который любит и помнит 1967-й год за «лето любви», а квартал Хейт-Эшбери – за сотни тысяч хиппи, собравшихся тем летом отпраздновать собственные любовь и свободу.
В городе (Сан-Франциско), где сегодня действуют десятки, если не сотни тысяч всевозможных художественных фондов и арт-сообществ и где после кризиса с «Леман бразерс» осталось «всего-то» около 400 или 500 галерей и тьма музеев: Музей современного искусства, Музей искусств Азии, Центр искусств Йерба-Буэна, Музей современного еврейского искусства...
В городе, близ которого расположен знаменитый Беркли, маленький академический городок с сотней театров размером не больше табакерки. Но все они по вечерам переполнены, везде аншлаг, а ставят – от Шекспира до современных авангардистов.
В городе, откуда пошел знаменитый калифорнийский рок и где можно послушать все: от классического хэви-метала до современных групп. Я недавно был на концерте Metallica, а тут же, рядом, играл Muse.
Все это в целом создает абсолютный бардак и ощущение неуправляемости – то есть то самое состояние, которое необходимо для развития культуры. Потому что любая попытка управлять культурой – это абсурд. Попытка управлять художником – идиотизм. Попытка управлять искусством в целом – это совковая цензура из недалекого прошлого.
...Но именно это делают чиновники из министерства культуры - так я, в конце концов, объяснил своему непонятливому американскому другу. Предлагают художникам создавать на холстах образы великих героев, которым надо подражать. Композиторам – слагать в честь этих героев оды и оратории. Режиссерам – ставить такие же спектакли. Балетмейстерам – придумывать такие же балеты. Цирковым артистам... Тут я остановил свой поток – то ли фантазии, то ли воспоминаний. Вы не поверите, но я на самом деле не хочу ругать нашу страну. Потому что, несмотря на весь этот культурный идеологический джут, у нас все же есть люди искусства, которые находят в себе мужество заявлять о себе - что в сегодняшнем Казахстане уже есть подвиг. Совершённый, кстати, во имя этой страны, потому что, пока существует художник в обществе, есть надежда на будущее, на свободу, на чистоту души. И страна до тех пор не превратится в какую-нибудь сумасшедшую полпотовскую державу, пока в ней жив последний художник, поэт, музыкант...
«Священный паразит» - как сказал французский поэт и писатель Мишель УЭЛЬБЕК.
Самое интересное, что это абсолютно в нашей традиции. В истории казахов, номадов, кочевников всегда было понятие необходимости и свободы культуры. Иначе не было бы института серi – поэтов-сказителей, домбристов, веселых и грустных бездельников без семьи и детей, которые мотались между аулами. Их везде кормили и поили, как священных паразитов. Их везде принимали. Они могли высказать слова упрека хану в лицо – и покинуть большой аул живыми и невредимыми, потому что был некий закон, который защищал их – бардов средневековой степи…
А что происходит сегодня?
2010 год. Министр культуры Мухтар КУЛ-МУХАММЕД пытается ввести цензуру в… айтысах, возобновившихся после двухлетнего перерыва. «У нас сегодня тема – независимость, мы должны воспевать Астану и говорить о достижениях Казахстана», - строго говорит министр акыну, который вздумал следовать старинной традиции айтыскеров – говорить о проблемах дня сегодняшнего. Понятно, что главные призы – автомобили – достались тем, кто послушался…
2014 год. Министр культуры Арыстанбек МУХАМЕДИУЛЫ выступает с «блестящей», а главное – свежей идеей сдавать площади театров в аренду. И вообще развивать там (цитирую) «коммерческие направления». «В тех же оперных театрах, мы все знаем, хороший доход идет от буфетного обслуживания и продажи сувениров», - отмечает наблюдательный министр. Как-то сразу вспомнились девяностые и мебельный салон во Дворце Республики. А что? Тоже, наверное, был хороший доход…
2015 год. В Интернете появляется аудиозапись совещания министра культуры Арыстанбека Мухамедиулы с руководством киностудии «Казахфильм». «Слушайте! Вы – никто! Что вы нам диктуете свои условия? Мы не будем пересматривать. Зачем вы заявили в СМИ, что государственные деньги уже потратили? Теперь вы должны сказать, что ошиблись там, не те данные взяли… Я вот сознательно пошел на этот шаг… Я же для вас сейчас всё остановил на «Казахфильме», все фильмы, для вашего проекта всё ужимаю», - возмущался добрый и главное - щедрый за государственный счет министр…
…Пока я все это вспоминал, мой американский коллега задал мне совсем уж сложный вопрос:
- А зачем управлять культурой?
И вот здесь я «завис». Прочно и надолго. И – как на духу – до сих пор не знаю, что ему можно было ответить…