У нас как-то забывают о примере выдающихся успехов в экономическом развитии – Ирландии, прозванной "кельтским тигром"
Забытый у нас тигр
У нас любят ссылаться на опыт Южной Кореи, что, в общем-то понятно. Бравый генерал, минимум свободы слова и демократии, но при этом гигантский скачок в экономическом развитии. Об аскетизме ПАК Чжон Хи, его нетерпимости к коррупции вспоминать, правда, не очень любят.
Но у нас как-то забывают о другом примере выдающихся успехов в экономическом развитии – Ирландии, прозванной "кельтским тигром". Подозреваю, это происходит потому, что в Ирландии не было и нет чеболей, так милых нашей высшей бюрократии, харизматичного лидера, а успех пришел только лишь после того, как государство сократило свое присутствие в экономике.
На рисунке 1 приведено отношение ВВП на душу населения Ирландии к такому же показателю ее бывшей метрополии, Великобритании, иллюстрирующее успехи Ирландии в развитие экономики.
Рисунок 1
В послевоенные годы экономика Ирландии росла примерно теми же темпами, что и вся Западная Европа. Но так как размеры экономики Ирландии были изначально ниже размеров экономики ведущих европейских стран, то по абсолютным показателям она была в числе отстающих.
У Ирландии не было никаких конкурентных преимуществ по отношению к ведущим европейским державам. Ей была уготована роль аутсайдера Западной Европы. И ничто не предвещало, что Ирландия может превратиться из гадкого европейского утенка в европейского же лебедя.
Ловушка госдолга
На рубеже семидесятых–восьмидесятых годов прошлого века Ирландия, как и остальные страны Западной Европы, столкнулась с замедлением темпов экономического роста (смотрите рисунок 2). Способом, призванным придать экономике новый импульс, был выбран рост государственных расходов. С одной стороны, определенный эффект был получен: экономика ускорилась. Но за это пришлось заплатить ростом государственного долга, ослаблением национальной валюты и разгоном инфляции.
Небольшое отступление. Рост государственных расходов, сопровождаемый ростом дефицита бюджета, а значит и государственного долга – это сильнодействующее лекарство со множеством побочных отрицательных эффектов, которое следует применять в особых случаях. Например, в нынешних обстоятельствах, когда на спрос давят карантинные ограничения. В целом, государственные расходы эффективны тогда, когда по любым причинам снижается спрос, а в экономике наблюдается дефицит ликвидности.
Рисунок 2
Возвращаясь к Ирландии. Экономическая ситуация в стране не требовала роста государственных расходов. Торможение экономики было связано со снижением темпов роста производительности труда, характерным для всех западноевропейских стран того времени. Дело в том, что в послевоенной Европе, и не только в ней, проводилась политика, направленная на рост реальных доходов населения и качества жизни. Это создавало достаточные стимулы для роста производительности труда: больше и лучше работаешь – лучше живешь. Но в какой-то момент возможности по росту качества жизни исчерпываются. Как раз на рубеже семидесятых–восьмидесятых прошлого века в Западной Европе наступил такой момент, вызвавший снижение темпов роста производительности труда.
В таких обстоятельствах требуется не наращивать государственные расходы, а проводить системные реформы, направленные на формирование новых стимулов на рост производительности труда. Как раз такие реформы, например, проводила Маргарет ТЭТЧЕР.
Успешные реформы
Расстроенные государственные финансы побудили-таки ирландских политиков обратить внимание на системные реформы.
Обычно указывается на снижение государственных расходов, что привело к снижению налоговой нагрузки. Соответственно, низкие налоги стимулировали приток прямых иностранных инвестиций в экономику страны, что и привело к экономическому буму.
Рисунок 3
На рисунке 3 мы видим, что снижение налогов на начальном этапе реформ шло довольно медленно. Свою роль сыграло не снижение налогов само по себе, а объявленные долгосрочные планы по уменьшению налоговой нагрузки, которые соблюдались сменяющими друг друга правительствами.
Другой фактор – это разумное сокращение государственного регулирования, поощрявшее предпринимательскую инициативу.
Наконец, Ирландия оказалась удобным плацдармом для американских и азиатских компаний для экспансии в Европу. Член Европейского Союза с двуязычным в основном населением, с относительно низкими издержками на ведение бизнеса – как раз то, что лучше всего подходит для отвоевания своей ниши на европейском рынке.
Не последнюю роль сыграло то, что государство поддерживало инвестиции в передовые технологии, справедливо посчитав, что в традиционных секторах конкурировать с европейскими лидерами будет сложно.
Новая экономика Ирландии оказалась очень живучей. После кризиса 2008-2009 гг., когда она испытала серьезный спад, ее многие эксперты похоронили. Но она, как птица Феникс, воспряла из пепла и вернулась к сверхвысокому экономическому росту.
Никакой чужой опыт не применим к нашей стране в полной мере. История всякого экономического успеха протекала во вполне конкретных исторических обстоятельствах.
Но есть и общее для всех, так сказать инвариант. Государственное участие в экономике, авторитарная форма правления эффективны при переходе от архаичного к индустриальному обществу. Как только общество перестает быть архаичным, главным стимулом для его развития становится свобода: политическая и экономическая.
Фото: Mike Peel / www.mikepeel.net.