Данный рынок подвергся изменениям по всему миру
Рынок коммерческой недвижимости, как и многие сферы жизнедеятельности, в 2020-м году подвергся шоку, вызванным пандемией. Помимо таких предпосылок, как автоматизация процессов и развитие онлайн продаж, изменения на рынке вызвал и переход большой части компаний на "дистанционку" или "удаленку", а также ликвидация некоторых субъектов бизнеса, которые не выдержали локдаун.
Одним из последствий таких шоков является изменение цен на аренду коммерческой недвижимости. За год цены на рынке Казахстана упали в пределах 8%. При этом доходы от аренды в ТРЦ, которые составляют около трети от общего дохода на рынке коммерческой недвижимости, во время карантина снизились в среднем на 50-70%.
В мире: Данный рынок подвергся изменениям по всему миру. В США активность рынка значительно снизилась, и объем продаж упал на 32% по сравнению с 2019-м. Только за первое полугодие прошлого года 3% договоров по аренде коммерческой недвижимости были расторгнуты преждевременно.
В Европе расторжение договоров по аренде коммерческой недвижимости также составил 3%, что выше среднего за последние несколько лет на 2%. В Азиатско-Тихоокеанском регионе этот показатель составил 4,5%. Больше всего пострадали рынки Китая и Южной Кореи. В соседней России ситуация сложилась не лучше: падение цен на рынке коммерческой недвижимости составило около 10%. Также во время действия жестких карантинных ограничений часть предпринимателей всего мира освобождали арендаторов от ренты.
Вывод: Рынок коммерческой недвижимости в Казахстане в 2021 году будет восстанавливаться при условии смягчения карантинных мер и снижения заболеваемости. Но каким он будет: прежним или уже изменившимся под влиянием шоков 2020-го?
Есть несколько тенденций развития событий в сфере коммерческой недвижимости:
Если рассматривать физических лиц, то одна часть населения, привыкшая к онлайн-покупкам, заказам, доставкам и прочему, будет и дальше придерживаться нового образа жизни; другая же часть - вернется к обыденности походов в торговые центры, супермаркеты, встреч в кафе и ресторанах. Все зависит от предпочтений людей и их загруженности.
Касательно юридических лиц - вероятны также две тенденции. Часть предпринимателей и бизнесов будут придерживаться тенденции отказа или сокращения офисных помещений и персонала, задействованного в них. Примером может служить Тинькофф банк в России, который еще до пандемии выбрал модель ведения бизнеса, исключающую отделения банков и "лишнего" персонала. Вторая часть предпринимателей переждет не лучшие времена и вернется к привычному способу осуществления своей деятельности.
Таким образом, все зависит от того, насколько мы привыкли к "онлайну" и насколько он нам по душе.
Источник: Telegram-канал: @marketanatomy.
Иллюстративное фото из открытых источников.