Важно, чтобы новая система выдержала нагрузку и не "падала" от количества обращений граждан страны
Шквал обращений казахстанцев обрушился в 2020 году на государственные органы. В итоге из них были рассмотрены почти 2 млн. Об этом президент Казахстана Касым-Жомарт ТОКАЕВ сообщил на недавнем расширенном заседании правительства.
Речь идет только о рассмотренных жалобах. А сколько их поступило всего в госорганы? Хотя количество зарегистрированных обращений и без этих данных может впечатлить кого угодно.
Образно говоря, это – два миллиона крика о помощи раздаются. Это, считай, два города-миллионника Казахстана из трех обратились к государству со своими проблемами. Алматы, Нур-Султан, Шымкент, кстати, и лидируют по числу жалоб.
Казахстанцы много пишут и президенту страны. В поисках справедливости. В полном соответствии с заявленной концепцией "слышащего государства", пожалуй, главным дискурсом президентства Касым-Жомарта Токаева, помимо политических реформ, сокращения квазигоссектора экономики, и оптимизации госаппарата.
- Непосредственно на мое имя их поступило около 32 тысяч, на треть больше, чем в 2019 году. Более 80 % – вопросы, относящиеся к исключительной компетенции различных госорганов. Фактов формализма, отписок все еще много. Это уже системная проблема, которую придется решать законодательно путем реформы всего государственного устройства (К. Токаев).
Главный инструмент в этом деле – перезапуск работы с обращениями граждан в цифровом формате. До 1 июля власти должны развернуть в Казахстане новую информационную систему "Е-обращение" и центры "Нәтиже". Они будут интегрированы со всеми госорганами страны.
Что-то вроде электронной книги жалоб и предложений казахстанцев. В таком контексте самый подходящий для нас перевод с казахского слова "Нәтиже" – это "эффект" и "результат".
Вообще, возможность нажимать на кнопку "слышащего государства" и получать результат у граждан страны появилась с 22 июля 2019 года. Когда президентским указом был создан "Отдел по контролю за рассмотрением обращений граждан" под руководством Аиды БАЛАЕВОЙ и параллельно с ним появилась "Виртуальная приемная президента Казахстана".
Часть заявлений и обращений казахстанцев поступают через eGov, но большую часть по старинке все-таки шлют письмами по линии "Казпочты". Фронт-офис или приемная граждан администрации президента за первый год существования принял свыше 30 тыс. обращений казахстанцев. В среднем по 2,5 тыс. ежемесячно.
По сравнению с 2018-м активность заявителей, обращающихся в администрацию президента, возросла на 40%, говорилось в годовых отчетах отдела. В этом контенте гражданских жалоб, недовольств и протестов явно лидируют правоохранительные (действия прокуратуры, полиции) и судебные проблематики. Замыкают тройку вопросы социального характера.
Реализация токаевской концепции "слышащего государства" продолжается при помощи цифровых технологий, которые, по идее, должны исключить соблазн государственных органов к формализму и отпискам. По крайней мере, все будет прозрачно.
В этой новой информационной системе мы увидим ответы уполномоченных органов на обращения людей. По ним будет составляться как их рейтинг, так и рейтинг удовлетворенности граждан полученными ответами госоргана. Это тот же блокчейн, если его представить в виде учетной книги, которая есть у каждого участника события, и она постоянно обновляется, сохраняя ссылки на старые страницы.
Про снижение документооборотов и оптимизацию длинных маршрутов писем-обращений, думаю, и так все понятно. Главное, чтобы информационная система "Е-обращение" и центры "Нәтиже" были сделаны на славу, с запасом прочности и не "зависали" от наплыва пользователей, став очередным цифровым провалом государства.
Важно, чтобы новая система выдержала нагрузку и не "падала" от количества обращений граждан страны. А их интенсивность наверняка будет не малой, чуть ли не сродни хакерским атакам.
Так или иначе, вся правда жизни простых казахстанцев будет фактологически отражена в этой новой информационной системе для обращений граждан "Нәтиже". Отражена как хроника текущего момента. Как хроника народных бед, проблем, чаяний, надежд. Вот только бы госорганы приобрели тонкий слух и умели сопереживать. И тогда наверняка будет результат…
Фото: platon.asia.