Разбитые танкеры полувековой давности плывут к тайным клиентам с отключёнными транспондерами
The Economist пишет, что за год, прошедший после начала войны в Украине, многие западные компании отказались от торговли, отгрузки и страхования российской нефти. Вместо них помогают продавать нефть компании, которые базируются не в Женеве, а в Гонконге или Дубае. При этом многие такие фирмы никогда не имели дело с этим сектором раньше. Глобальная энергетическая система становится все более рассредоточенной, разделенной и опасной.
Экспорт России пострадал после первой волны санкций Европы в декабре. Однако два месяца спустя он восстановился до уровней, которые в последний раз наблюдались в июне. Объем нефти в море, который имеет тенденцию расти, когда рынок застревает, вернулся к норме. Как и ожидалось, Китай и Индия забирают большую часть баррелей, на которые распространяется эмбарго. Однако подскочил объем грузов с неизвестным направлением. Российская нефть, которую когда-то было легко отследить, теперь распространяется по более теневым каналам.
Есть информация, что разбитые танкеры полувековой давности плывут к тайным клиентам с отключенными транспондерами. Их переименовывают и перекрашивают, иногда по нескольку раз в пути. Они часто проходят через загруженные терминалы, где их сырая нефть смешивается с другой, что затрудняет их обнаружение.
Большая часть российской нефти проходит через "серые" сети, которые не признают ценовой потолок, но не являются незаконными, поскольку используют незападную логистику и доставляют в страны, не входящие в блокаду. Эта непрозрачная, рассредоточенная инфраструктура опирается на три основных столпа: новый состав торговцев, обширный и растущий танкерный флот и новые источники финансирования.
По данным судового брокера ssy, в прошлом году почти 200 судов для перевозки сырой нефти перешли из рук в руки, что примерно на 55% больше, чем в 2021 году. Большинство из них были танкерами "Афрамакс" и "Суэцмакс": с максимальной вместимостью 1 млн баррелей, это единственные суда достаточно маленькие, чтобы заходить в российские порты.
По имеющейся информации, флот, который Россия может использовать, чтобы избежать ограничения цен, насчитывает 360 с лишним судов, что эквивалентно 16% мировых запасов танкеров для сырой нефти. Еще одна проблема в том, что страховой бизнес для нефтяного бизнеса становится опасным и менее прозрачным. С декабря российские фирмы, зачастую новички в судоходном бизнесе, стали страховать грузы и суда.
Следующий раунд санкций в отношении нефтепродуктов также даст значительный импульс серой торговле. В декабре Европа закупала 1 млн баррелей дизельного топлива и других чистых дистиллятов в день, что составляет 55% экспорта России. Теперь России придется искать новых покупателей.
В целом, обход санкций Россией имеет неприятные побочные эффекты для остального мира. Одним из них будет дальнейшее разделение торговли нефтью по четким геополитическим линиям. Также торговля нефтью превращается в рискованный бизнес. Растущий объем мировых запасов нефти переправляется фирмами без репутации на стареющих судах, которые совершают более длительные и опасные путешествия, чем когда-либо прежде. Если бы они стали причиной аварии, страховщики могли бы не захотеть или не смогли бы покрыть ущерб.
Источник: Telegram-канал @tengenomika.
Фото: Financial Times.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!