
Про подрыв стимулов экспортного потенциала страны
Читаю различные статьи разных "экспертов" - у нас появилось колоссальное количество знатоков налогов и систем налогообложения. Я по основному образованию налоговик и даже себя не считаю глубоким экспертом в налогах, так как изучал только теорию и на практике всегда работал на стороне налогоплательщиков.
Особенно меня удивляют рассуждения про НДС, когда люди, не обладающие знаниями, начинают с серьезным видом рассуждать о том, почему государство не должно возвращать НДС экспортерам. Или, что еще хуже, когда НДС начинают сравнивать с налогом с продаж, который имеет совершенно иную логику исчисления.
Попробую простыми словами объяснить, как работает НДС, чтобы у моих читателей появилось полное понимание этого налога.
НДС — это налог на добавленную стоимость, который оплачивают потребители товара.
Начну с теории.
Сама теория добавленной стоимости берет начало из трудовой теории стоимости, и первым о ней говорил еще Адам СМИТ.
Добавленная стоимость — это всегда трудовые затраты, включая налоги на ФОТ (фонд оплаты труда) и прибыль. Логика добавленной стоимости заключается в том, что любой производитель товаров, работ или услуг, используя приобретенные товары, работы или услуги, преобразовывает их в свой продукт, добавляя к нему труд, уникальность и креативность, что в итоге приносит прибыль. Приобретенные товары, работы или услуги тоже были кем-то созданы, и это тоже добавленная стоимость, но уже для других.
Если разложить формулу добавленной стоимости по-другому (Прибыль + Трудовые затраты), то это будет рыночная стоимость товара минус промежуточные приобретенные товары, работы или услуги у третьей стороны.
Соответственно, НДС считается по такой же логике. Когда мы покупаем товары, работы или услуги у третьей стороны, мы помимо их стоимости оплачиваем и НДС. На практике это называется зачетным НДС. Это не наш расход, и этот НДС мы учитываем отдельно от стоимости товара. Когда мы продаем свой продукт, мы начисляем сверху НДС, а при расчете НДС для уплаты государству вычитаем из начисленного НДС зачетный НДС. Получается, что налогом облагается только прибыль и трудовые затраты, как и в формуле добавленной стоимости.
Это классическая система начисления НДС для продуктов, произведенных внутри страны. Но у нас есть еще экспорт и импорт. Из-за того, что в разных странах ставки НДС разные, для сохранения конкурентоспособности своей продукции страны не облагают НДС экспортные товары, но облагают импортные.
Любой продукт, который ввозится в страну, — это производная труда и прибыли всей цепочки промежуточных и конечных продуктов. Поэтому для государства-импортера такой товар полностью уплачивает НДС без вычетов (так как в своей стране экспортер возвращает весь уплаченный НДС).
Если импортный товар используется как промежуточный для производства товаров внутри страны, то уплаченный по импорту НДС берется в зачет. Если же товар идет на полку, то торговец, который уплатил импортный НДС, также берет его в зачет, так как он начисляет НДС на стоимость товара с наценкой (своей прибылью). В итоге у торговца налогом облагается только маржа, а уплачивает этот налог конечный потребитель.
При экспорте производитель экспортного товара, работы или услуги уплачивает НДС при покупке промежуточных продуктов. Этот НДС не считается его себестоимостью, так как он, по сути, возместил НДС третьей стороне, у которой купил товар, а та сторона уже оплатила его в бюджет. Соответственно, для экспортера это не налог, так как он свою добавленную стоимость не облагал. У государства появляется обязательство по возврату уплаченного НДС, потому что экспортный товар не облагается НДС. Ведь при импорте в третью страну импортер платит НДС уже там.
Рассмотрим упрощенный пример.
Производитель покупает промежуточные товары за 100 млн тенге, сверху платит НДС 12 млн тенге.
Далее, обработав и преобразовав эти товары, он тратит 50 млн тенге на трудовые затраты.
У него себестоимость товара получается 150 млн тенге, и есть зачетный НДС на 12 млн тенге.
Затем он продает этот продукт за 200 млн тенге и начисляет сверху 12% НДС, то есть 24 млн тенге, если продает внутри страны.
Тогда начисленный НДС (24 млн) минус уплаченный НДС (12 млн) = 12 млн тенге — это его обязательство заплатить в бюджет.
Если же он отправит этот продукт на экспорт, то он не начисляет НДС и продает его в третью страну. Импортер там заплатит НДС со всей стоимости уже самостоятельно. Но 12 млн тенге, которые производитель оплатил внутри страны поставщикам, государство ему возмещает, так как поставщик эту сумму уже уплатил в бюджет.
Если государство не будет возвращать эту сумму, то товар экспортера становится дороже на 12 млн тенге. Чтобы получить такую же маржу, как и внутри страны, он должен на международном рынке продать товар на 12 млн тенге дороже. Но это уже неравная конкуренция, и тогда на экспорт никто не пойдет, а логика НДС полностью исчезнет.
Поэтому, когда предлагают не возвращать уплаченный экспортерами внутри страны НДС, это подрывает стимулы и без того слабого экспортного потенциала страны.
Иллюстрация: buhuslugi-miheeva.by.
Источник: Телеграм-канал Галима Хусаинова Galim’s channel. Публикуется с разрешения автора.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!