Как отставка Кайрата Шарипбаева отразится на добыче на Кашагане

10672 просмотров
0
Олег ЧЕРВИНСКИЙ
Четверг, 12 Мая 2022, 09:00

Есть большие подозрения, что перенос сроков ввода в эксплуатацию Кашаганского ГПЗ на 2024 год – не последний

На недавнем совещании в правительстве, посвящённом ходу реализации программы повышения доходов населения, министр энергетики Казахстана Болат АКЧУЛАКОВ пообещал, что газоперерабатывающий завод близ месторождения Кашаган будет запущен через два года. "В прошлом году начато строительство газоперерабатывающего завода на Кашагане мощностью 1 млрд кубических метров. В 2024 году ожидается запуск предприятия", – отчитался министр.

Читайте также
ПОНТеоны вместо заводов

А чуть больше двух лет назад, в марте 2020-го, бывший премьер-министр страны Аскар МАМИН бодро рапортовал, что строительство этого завода завершится к концу 2021 года. "Строительство завода по переработке попутного газа на месторождении Кашаган является важным для страны проектом, который позволит повысить производство нефти на месторождении на 12 млн тонн", – говорилось в сообщении пресс-службы премьера.

Таким образом, история с газоперерабатывающим заводом (ГПЗ) до боли напоминает эпопею со строительством Атыруского газохимического комплекса, длившуюся более 10 лет.

Есть большие подозрения, что перенос сроков ввода в эксплуатацию Кашаганского ГПЗ на 2024 год – не последний.

Дело в том, что, несмотря на то, что все документы с Северо-Каспийским консорциумом, разрабатывающим Кашаганское месторождение, подписывал Кайрат ШАРИПБАЕВ в качестве руководителя нацкомпании "КазТрансГаз" (переименованной после в QazaqGas), с юридической точки зрения заказчиком и инвестором строительства завода выступает частное ТОО "GPC Investment". Иначе как аффилированностью с бывшим руководством QazaqGas объяснить это обстоятельство сложно.

Читайте также
Смена рулевого на Кашагане

После январских событий, когда и Шарипбаев, и Димаш ДОСАНОВ, младший зять экс-президента НАЗАРБАЕВА, в одночасье потеряли руководящие посты в транспортных монополиях QazaqGas и "КазТрансОйл", сохранится ли для GPC Investment прежний режим благоприятствования – сказать сложно. Первый тревожный звонок уже прозвучал – Банк развития Казахстана (БРК) отказал частному ТОО в кредитовании проекта. Как пояснило руководство банка, БРК одобрил сделку при условии выделения фондирования банку по Государственной программе индустриально-инновационного развития до конца 2021 года. Средства не одобрили, тем самым решение БРК автоматически утратило силу.

Неизвестно, повлияла ли на решение БРК критика президента Касым-Жомарта ТОКАЕВА, заявившего в январе во время выступления в парламенте: "Банк развития Казахстана превратился в личный банк для избранного круга лиц, представляющих финансово-промышленные группы. Мы знаем всех пофамильно. Пользуясь доступом в высокие кабинеты, они получают привилегированные условия для своих проектов".

Задержка со строительством ГПЗ негативно отражается на развитии Кашагана – без него невозможна реализация первого этапа Фазы расширения производства на месторождении. Дело в том, что поднятая на поверхность кашаганская нефть отделяется от содержащегося в ней высокосернистого газа, и газ этот необходимо дальше очищать и транспортировать. Не решив вопрос сбыта газа, невозможно наращивать добычу на Кашагане – мощности существующего завода по переработке газа "Болашак" загружены полностью. Введение в строй нового завода, как предполагалось, позволит добывать на 10-12 млн тонн нефти больше ежегодно.

Читайте также
Когда мы будем делить наш газ

Получаемый после очистки на ГПЗ товарный газ, а также сжиженный газ и газоконденсат – продукты, чрезвычайно востребованные как на казахстанском, так и на мировом рынке. Любой инвестор с радостью вложится в строительство завода, если получит возможность распоряжаться полученной продукцией. Тем более что инвестиции в проект оценивались на момент начала строительства не на гигантскую сумму – всего на уровне 860 млн долларов США.

Однако никакой инвестор не придёт, пока рынок газа в стране зарегулирован. Согласно действующему законодательству, QazaqGas имеет право выкупать весь добываемый газ у недропользователей по себестоимости плюс маржа 10%. Если положение дел не изменить, в такой ситуации единственным разумным выходом видится передача проекта от GPC Investment напрямую к нацкомпании.

Фото: из открытых источников.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Председатель Национального банка РК
Инфляция во многом у нас складывается из-за того, что слишком много денег в экономике. Соответственно, когда спроса много, а предложений товаров мало, естественно, что растет инфляция либо количество зарубежных товаров.
Константин Сыроежкин: Китай не намерен жертвовать своими национальными интересами
Руководство КНР прекрасно осознает, что некоторые силы «загоняют страну в угол»
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Лимоны под снегом: пенсионеры из ВКО в морозы выращивают экзотические фрукты и цветы
Недалеко от Усть-Каменогорска супруги Земляные создали настоящий оазис
Дело о крушении Fokker-100 Bek Air: хозяин дома признал свою вину
Однако он подлежит освобождению от уголовной ответственности согласно сроку давности
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Спасут ли экономику иностранные инвестиции или создадут «два Казахстана»?
Иностранцы получают «зеленый коридор» на 25 лет, а отечественные компании вынуждены выживать
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Средняя дивидендная доходность по рынку в Казахстане удвоилась в 2025 году
Почему активизировались инвесторы?
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента