Дешёвый ГСМ в стране - очень плохо для экономики

4895 просмотров
0
Галим ХУСАИНОВ
Понедельник, 27 Мар 2023, 16:30

Казахстан недополучает колоссальные объёмы прибыли

Как говорил РОКФЕЛЛЕР "не бойтесь больших расходов, бойтесь маленьких доходов". Ключевая задача любого государства - справедливое перераспределение доходов государства и природных богатств, а также создание условий для развития свободного предпринимательства. Основным инструментом в данном плане являются налоги и институты.

Читайте также
Какие продукты должны подешеветь в Казахстане

Все, что зарабатывается в стране, является частью ВВП, что, в свою очередь, определяет благосостояние страны. Чем дороже страна продает свои товары на экспорт, тем больше государство получает доходов. ГСМ либо нефть - это экспортный товар.

ГСМ в стране дешевле, чем аналогичный товар в соседних странах в два, а то и три раза. В целом, это выглядит, как будто люди пользуются благами страны с определенным дисконтом, но в итоге этим благами также пользуются и другие соседние страны, и с этим сложно что-то поделать. Страна недополучает колоссальные объемы прибыли, так как вместо того, чтобы этот ГСМ продавать по рыночным ценам, он вывозится в другие страны через тысячи машин по ценам ниже мировых в два раза. Например, из страны выезжает примерно 3 тыс. грузовиков каждый день, бак каждого из них вмещает по 200-300 литров. Только грузовой транспорт может вывозить примерно 270 млн литров ГСМ в год, что примерно получается 54 млрд тенге недополученной прибыли, если считать, что на каждом литре мы теряем 200 тенге. Но я думаю, эта сумма гораздо больше, так как нужно взять в расчет весь легковой транспорт, а также серых экспортеров.
За 10 лет нерыночных цен государство теряет уже примерно 540 млрд тенге.

И такой принцип работает по всем нерыночным ценам. Например, за счет дешевой электроэнергии мы стали второй страной в мире по производству криптовалюты, и здесь основной доход получили иностранные компании, которые пришли к нам майнить. Хорошо хоть ввели налоги, чтобы закрыть данный канал.

Читайте также
На сколько нужно увеличить налоги в Казахстане

Поэтому крайне важно, чтобы в стране цены на товары и услуги были рыночными, чтобы в целом государство получало больше добавленной стоимости.

При этом должны работать механизмы справедливого распределения богатства за счет правильного распределения налогов. Во-первых, в этом случае через акцизы должна изыматься часть рентного дохода от бензина. Во-вторых, ГСМ используют в основном бизнес и люди с достатком выше среднего, поэтому бедное население напрямую не получает убытки. В этом плане проинфляционные расходы государства приносят куда больше вреда, если будет высказываться аргумент за удорожание производимых товаров. В третьих, полученные доходы необходимо конвертировать в высокий необлагаемый порог дохода для бедного населения, бесплатное качественное образование, доступную медицину, правильно созданную инфраструктуру, достойную адресную помощь для малоимущих людей и так далее.

Источник: телеграм-канал Галима Хусаинова.

Фото: tenge.me.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Депутат мажилиса
Я за стабильность. Именно за настоящую, а не декоративную. Но стабильность – это не когда одних и тех же лиц пересаживают из кресла в кресло. Это не стабильность, это круговорот должностей в природе. Если после такого резонансного скандала люди без публичной оценки, без внятных выводов снова оказываются в системе, это говорит не об устойчивости, а о том, что ответственность у нас всё ещё носит временный характер. Сегодня ушли, завтра вернулись. Стабильность так не строится, - опубликовано на Informburo.kz
Политолог Марат Шибутов: «Боюсь, со СМИ уже у нас покончено»
Или что скрывается под прессом уголовных преследований на журналистов
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Как построить демократию без хаоса
Гражданское общество, партийное строительство, национальный Курултай
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером