Что за "Дорога жизни" вела из Сары-Озека в Китай

3259 просмотров
0
Андрей МИХАЙЛОВ
Суббота, 04 Ноя 2023, 18:00

Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова

Великая Отечественная война до сих пор занимает важное место в истории Казахстана. И не только в истории, но и в памяти жителей РК. И это то, что объединяет большинство казахстанцев.

Читайте также
Начало войны: что творилось в Алма-Ате

Но вот парадокс, к событиям Второй мировой войны в Азии интерес нашей истории был сдержанным даже в патетичные советские времена. И ограничивался лишь двумя эпизодами - хасанско-халкин-голскими событиями 1938-39 годов и победоносным окончанием лета 1945-го. Практически неизвестной для массовой памяти осталась та борьба, которую Китай, наш сосед и союзник, вёл с японским фашизмом.

А между тем в Китае была своя, полноценная Великая Отечественная война, которая длилась там гораздо дольше - целых 15 лет. И привела к человеческим потерям, сопоставимым с утратами СССР. К одному из эпизодов войны на Востоке непосредственное отношение имеет Казахстан. На нём и остановлюсь.

Япония наступает по всем фронтам

…Ещё в сентябре 1931 года Япония моментальным броском отхватила от Северо-Восточного Китая кусок территории, по площади вчетверо превышающий самого себя. Три китайские провинции превратились в "самостоятельное" маньчжурское государство – Маньчжоу-го, во главе которого, для приличия, в качестве марионеточного вассала микадо был поставлен последний цинский император Пу И, иммигрировавший из страны после падения монархии.

Но на этом Япония не остановилась. В раздираемой внутренними распрями Поднебесной захватчик чувствовал себя вольготно и уверенно. Так что 7 июля 1937 года началось новое крупномасштабное наступление, а уже в ноябре был захвачен Шанхай, в декабре - Нанкин, а в октябре 38-го пал Ухань. Таким образом, за год боев японская армия продвинулась на 700-1000 километров вглубь китайской территории. Если сказать, что положение складывалось сложно, то лучше вообще промолчать.

Читайте также
Близость Китая: что она сулила жителям Семиречья в XIX столетии

Ситуацию усугубило то, что к началу 1939-го китайская сторона оказалась отрезанной от всех своих промышленных центров и полностью блокированной с моря, что значительно сократило англо-американскую поддержку сражающейся армии. Вот тогда-то взоры китайцев обратились в другую сторону, где за лесами, горами и пустынями лежал Советский Союз.

Советские вклады

Ещё в начале 1938 между странами было достигнуто соглашение о предоставлении Китаю кредита в 500 миллионов тогдашних американских долларов. Военная помощь последовала незамедлительно. До захвата японцами побережья, поставки из СССР также шли по морю, через Гонконг (а позже - Хайфон), на зафрахтованных британских судах "Лорд Кокрейн" и "Бокехилл". Когда же морские порты оказались заблокированными японскими рейдерами, то остался один путь – через Синьцзян.

В этой-то ситуации китайское правительство и обратилось к советскому с просьбой - срочно организовать переброску грузов через крайнюю западную границу. Ответ опять же последовал незамедлительно и был утвердительным - в Москве хорошо осознавали серьёзность ситуации, в которой оказалась отрезанная от всего мира и практически невооружённая китайская армия. И прекрасно понимали, что Китай ведёт свою войну не только за себя.

Сары-Озек - Ланьчжоу

Сложность заключалась в том, что состояние "транспортных артерий", связывающих сам Синьцзян с Внутренним Китаем, оставалось практически таким, каким оно было полторы тысячи лет назад ещё в Танские времена. Усеянная костьми невезучих путников караванная тропа в некоторые месяцы года считалась абсолютно непроходимой. Ввиду этого было принято решение о незамедлительном строительстве шоссейной автомобильной трассы, которая связала бы Алма-Ату с Ланьчжоу.

В СССР, где все проблемы в те времена решались просто, быстро и жёстко, срочно сформировали специальные военизированные автодорожные отряды, которые с помощью рабочих из местного населения с максимально возможными темпами развернули "реконструкцию" старинного караванного пути. Так что уже концу 1939 года по трёхтысячекилометровой трассе, связавшей Сары-Озек с Ланьчжоу, началось регулярное движение.

Что это было за "движение", вспоминает китаевед Михаил СЛАДКОВСКИЙ, возглавлявший в те годы Восточное управление Наркомвнешторга:

Читайте также
Тавро Рената. Полтавская победа, "актабан шубырынды", карта Глубинной Азии – в чём связь?

"Сооружение самого шоссе ещё не решало проблемы автоперевозок по нему. На расстоянии трёх тысяч километров трёхтонная автомашина (а машин большей грузоподъемности в то время у нас не было) потребляла бензина ровно столько, сколько она могла принять на борт груза. В этих условиях использование автомашин для перевозки грузов могло осуществляться лишь при наличии путевых заправочных баз, снабжение которых должно было проводиться вьючным (верблюжьим) либо гужевым транспортом (конные арбы).

Таким образом, созданная система многочисленных колонн и путевых баз могла функционировать с привлечением ещё многотысячного стада верблюдов, лошадей, ишаков, а это требовало координации усилий советских автодорожных организаций с синьцзянскими  транспортными компаниями. Уже к концу 1939 года автоперевозки достигли большой интенсивности. По трассе было совершено более 5000 автовыездов; общая численность водителей и обслуживающего персонала составляла около 4000 человек".

А вот из воспоминаний главного военного советника китайской армии в 1938-1939-х генерала А. И. ЧЕРЕПАНОВА:

"Героическим трудом тысяч советских дорожников через Синьцзян было проложено шоссе. До сих пор в исторической литературе нет достойного описания этого настоящего подвига строителей "дороги жизни", а также её эксплуататоров - шофёров, обслуживающего персонала. Впрочем, мне приходилось видеть перевод стихотворения одного из китайских поэтов, который искренне восхищается мужеством советского друга, доставлявшего вооружение по этой трассе.

По этому шоссе тысячи грузовиков из месяца в месяц переправляли в Китай вооружение. Только за первый период войны Китай получил от нас 885 самолётов, 940 орудий, 8300 пулемётов и много другой самой разнообразной техники".

И не только техники.

Ну, а лётчики? И лётчики потом

Уже в 1938 в небе под Поднебесной сражались с японцами 450 советских лётчиков-добровольцев. А подготовкой боеспособной китайской армии занимались в те годы наши многочисленные инструкторы и военные советники. Вот один из документов, опубликованный в то время:

"Китайское правительство доводит до сведения советского правительства, что после того как оно прислало советников, отмечаются большие успехи в деле вооружённого сопротивления Китая агрессии. Причём все советники, приехавшие на помощь, проявляют огромное рвение в своей работе".

Читайте также
О какой Алма-Ате мечтали 40 лет назад

Всесторонняя военная помощь из СССР значительно убавила темпы продвижения японцев на Запад. Изменение в боеспособности китайской армии почувствовалось уже во время Уханьской битвы, в которой вместе с китайцами принимали участие 50 советских инструкторов и техников, 40 военных советников и 200 лётчиков.

Битву за Ухань можно сравнить с битвой с французами за Москву в 1812 г. И здесь, несмотря на сдачу города японцам, китайская армия выполнила с честью свою функцию - измотала врага и сохранила себя.

Вообще, на Востоке происходило примерно то же, что и на Западе - агрессор, который, видимо, не очень хорошо изучал военную историю, пытался заглотить кусок, который явно был ему не по силам. Финал известен.

Хвастливые угрозы-заверения японцев в том, что "для покорения Китая достаточно направить туда армию в 200-300 тыс. человек, и через 2-3 месяца вопрос будет решён", оказались несостоятельными. (Чуть позже история повторилась ГИТЛЕРОМ и его "Барбароссой".) И немаловажную роль во всём этом сыграла своевременная помощь, поступившая в Китай по "дороге жизни" из Советского Союза, через Казахстан и Синьцзян.

Дорога, ставшая артерией

Особенно выросло значение этих поставок в 1940 году, когда по требованию японцев англичане закрыли движение по Бирманской автотрассе, что полностью оторвало неоккупированный Китай от всего прочего мира. Однако поставки, которые осуществлялись по Синьцзянскому тракту с помощью 5000 грузовиков ЗИС-5, дали основание ведавшему всеми заграничными поставками СУН Цзы-вэню заявить, что "в Китай ввезено вооружение на 300 млн юаней, и недостатка вооружения в настоящий момент не чувствуется".

Читайте также
Как Советский Казахстан выручал студентов со всего Советского Союза

Надо сказать, что значение трассы выходило за рамки простой транспортной магистрали. Благодаря ей уже в те годы началось активное освоение хронически отсталого Синьцзяна. И вскоре на территории края появилось первое крупное предприятие - самолётосборочный завод в Урумчи. Вместе с ним возникла и Кульджинская авиационная школа.

Проведённые геологические изыскания советских специалистов привели к открытию в 1939 году нефтяных месторождений в Шихэ. А к 1 июля 1940 года на их базе начал работать нефтекомбинат "Тушанзы", рассчитанный на переработку 50 тыс. тонн нефти в год.

Нужно сказать и о политическом значении трассы для Китая, который впервые в своей новой истории обрёл надёжную связь со своим полунезависимым Западным краем.

И как мало соответствовал внешний вид этой "дороги жизни" её значению для судеб миллионов людей! Вот как вспоминает о ней современник и участник той эпопеи:

"Трасса проходила по горам, пустыням и полупустыням с ползущими песчаными барханами, частыми песчаными бурями. Можно было проехать сотни километров и не встретить ни одного колодца. Значит, кроме необходимого военного груза, надо было везти ещё не одну цистерну с водой для людей и автомобильных моторов. Пустыня Гоби постоянно напоминала о своём норовистом характере. В пути даже в хорошую погоду одежда, уши, нос, волосы - всё было в мелком песке, от которого невозможно было избавиться, он постоянно скрипел на зубах".

Читайте также
Съесть "голову варвара": откуда взялись манты в Казахстане

Путь автоколонны от границы до Ланьчжоу занимал около трёх недель. Для успешного продвижения транспорта вдоль трассы была создана сеть гостиниц, столовых, а в Шихо и Урумчи - ремонтные базы. Промежуточные пункты отдыха, ремонта и заправки были устроены через каждые 200-250 километров. Надо вспомнить и о том, что параллельно с дорогой существовал и второй путь - по воздуху. Все это хозяйство требовало надёжной связи, которая также была налажена.

Вечное движение

Движение по Синьцзянской трассе на Восток резко сократилось в июне 1941-го. Для Советского Союза началась своя война на Западе, окончание которой в Берлине автоматически означало и скорое её окончание и в Китае. Китае, который все эти годы не позволял Японии отвлечься для нанесения удара по советскому Дальнему Востоку.

А движение по той дороге не прекращается и поныне. Хотя вряд ли те, кто проезжает по этой современной, оживлённой, шестиполосной магистрали (встроенной ныне в китайскую концепции "Одного пути"), много задумываются об истории её создания.

Фото: источники середины XX  века.

Андрей Михайлов - писатель, автор серии книг "Как мы жили в СССР".

ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




блогер
Қазсот деген телеарна ашып, букмекерлік контораларды демеушілікке тартып, ставка тігіп отырмайық.
Почему женщину в Казахстане не считают человеком
Государство не станет цивилизованным никогда, если не прекратится насилие над гражданами женского пола
Как школьники стали объектами травли
Почему власти не реагируют на сетевые призывы к расправе с учителями и школьниками Международной школы Алматы
Зачем Управлению делами президента поле для гольфа
Нацкомпания QazaqGaz избавилась, наконец, от навязанного ей убыточного актива
Португалия – путь к революции
50 лет назад португальская армия вышла из казарм, чтобы совершить революцию, вошедшую в историю под названием "Революция гвоздик"
1 мая - исконно американский праздник
День международный солидарности трудящихся появился в результате событий, имевших место именно в США
Дар Тимура: почему самое почётное место в мавзолее Хазрета занимает котёл
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. О творчестве и не только
"Ковры-груди", тюльпаны размером с телевизор и оцифрованные архивы художника - вот чем встречает нас весна
Адвокатам Бишимбаева не понравились футболки потерпевших
Защита экс-министра потребовала удалить тех, кто в футболках с надписью "За Салтанат"
Казахстанские чиновники продолжают закупать георгиевскую ленту ко Дню Победы
Они никак не поймут, что эта лента не имеет никакого отношения к 9 мая и Казахстану
Жаксылык Омар не исполнил мечту Даниала Ахметова
В трамвайный парк Усть-Каменогорска закупили микроавтобусы, но на рынок безрельсовых маршрутов предприятие не вышло
Депутат получил срок за реальные деньги и мнимых коров
Под несуществующий скот он взял государственные деньги якобы на развитие животноводства
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
"Самрук-Казына" окутал финансовой тайной проект "Комфортная школа"
Компании, которые участвовали в конкурсах, подписали соглашение о конфиденциальности
Казахская сказка о мальчике Бату стала хитом Amazon
Книга как отложенное оружие мира
Ратель. Лучшее за 2022 год. Эрик Байжунусов
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
Ратель. Лучшее за 2022 год. Аналитическая служба Ratel.kz
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
О запрете на экспорт, ручном управлении экономикой и индонезийском пальмовом масле
Все разумные решения принимаются по-разному, но глупые - одинаково
Макаш и Курмангазы
Как казахский правитель спас легендарного музыканта от тюрьмы
Однофамилец
Всевышний умеет шутить, посмеиваясь над нашими планами и так называемыми экспертами
На рынке арендного жилья Алматы происходит настоящая катастрофа
Казахстанцы без своего жилья будут копить на него ещё очень и очень долго
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.