Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Для большинства пользователей имя Василия Васильевича ВЕРЕЩАГИНА неразрывно связано со зловещей пирамидой человеческих черепов на небольшом полотне “Апофеоз войны”, одной из самых цитируемых картин мировой живописи. Зловещий “натюрморт” (так определял жанр сам автор) появилась под впечатлением увиденного в Туркестанском крае, где Верещагин работал по приглашению генерал-губернатора К. П. КАУФМАНА в 1867-1870 годах.
В эти годы художник неоднократно бывал и на территории современного Казахстана. Так что его “Туркестанская серия” картин, наделавшая столько шума в Петербурге и Европе и рассеянная ныне по музеям всего мира, переполнена лицами и событиями, имеющими непосредственное отношение к истории и нашей республики.
А где конкретнее бывал Верещагин на территории РК и что привлекло его внимание настолько, чтобы остаться запечатленным на листах и в полотнах?
1. Вдоль Сырдарьи. Галерея казахских портретов
Верещагин окунулся в Степь осенью 1867 года, когда выехал из Оренбурга на почтовый тракт по направлению к Ташкенту. “Сколько оригинальных фигур, какое разнообразие костюмов!” - так позже он описал своё первое впечатление.
Рисовал он в этот момент много и жадно. От того сильно задержался в дороге. Ночевал в юртах номадов, бродил по древним руинам, постигал вольготную красоту степных просторов. Но всё равно не поспевал за увиденным. Так что многие зарисовки и наброски так и остались незаконченными. Но и они бесценны. Благодаря многочисленным портретам, созданным по дороге, Европа, быть может, впервые вгляделась в лица казахов.
Большая часть созданных в этой поездке портретов находится ныне в Третьяковской галерее, располагающей самым большим собранием произведений Василия Верещагина. Почти вся “Туркестанская серия” была приобретена Петром Михайловичем ТРЕТЬЯКОВЫМ в 1874 году, за 92 тысячи рублей серебром.
2. “У дверей мечети”
По дороге Верещагин попутно пытался делать раскопки в Джанкенте, внимательно осматривал недавно разрушенные крепости кокандцев близ форта Перовского и Яныкургана. Но доехал до Туркестана и вновь застрял у стен знаменитой “мечети Газрета” Ходжа Ахмета ЯСАВИ.
Особенно поразили его легендарные двери - святыни, вырезанные из тысячелетних стволов туркестанской арчи. Двери, к образу которых художник обращался неоднократно в разных полотнах, выставленных ныне в нескольких музеях.
Полотно “Двери Тамерлана” находятся в Третьяковке, “У дверей мечети” в экспозиции Русского музея в Санкт-Петербурге. Наконец в США, в Бостоне, в Музее изящных искусств имеется ещё одна авторская реплика “Нищенствующие монахи ордена Накшибенди у входа в мечеть в Туркестане”.
3. “Парламентёры. “Сдавайся!” - “Убирайтесь к чёрту!”
Одна из самых сильных по накалу страстей картина из “Туркестанской серии” была создана автором под впечатлением нескольких событий, случившихся на территории Казахстана. На полотне - окружённая в безводной степи многократно превосходящими силами противника горстка русских воинов, обречённая, но не намеренная складывать оружие.
По мнению критиков и исследователей (Андрея ЛЕБЕДЕВА, Льва ДЁМИНА и др.), в основу сюжета положен случай, произошедший близ Казалинска незадолго до прибытия туда Верещагина. Столкновение казачьей сотни есаула АНЧОКОВА с отрядом легендарного султана Садыка, сына Кенесары. Застигнутые врасплох казаки в течение нескольких суток, без воды и питья, отбивались от тысячного отряда, прячась за трупами разлагавшихся от жары убитых лошадей. И выстояли, потеряв 20 человек убитыми.
Дописывая картину в Мюнхене (где и работал над “Туркестанской серией”), Верещагин, по его свидетельству, обращался и к собственному участию в подобном столкновении, в Семиречье в 1869 году.
Картина находится в Третьяковской галерее в Москве.
4. “Нападают врасплох!...”, “Окружили - преследуют…”
Два полотна, логически связанных с парламентёрами, напрямую связаны с пограничным рейдом в Илийской долине, где автору не только довелось непосредственно поучаствовать “в событиях”, но даже проявить героизм. Впрочем, прапорщик Верещагин вообще-то никогда не избегал подобного опыта, а к героизму своему относился с иронией смелого человека.
В Борохудзире он и влился в воинскую команду, посланную из Лепсинска в пределы Кульджинского султаната, отбивать угнанных полковых лошадей. По пути отряд попал в тесное окружение врага, так что художник приобрёл бесценные впечатления участника, спас ротного командира Эмана и получил удар пикой по голове.
Сам Верещагин вспоминал:
“…Эта атака послужила мне потом образцом при исполнении картин: “Нападают врасплох!...” и “Окружили - преследуют…”. Офицер с саблей наголо, ожидающий нападения в первой из этих картин передаёт в некоторой степени моё положение, когда понявши серьёзность минуты, я решился, коли можно, отстреляться, а коли нельзя, так не даться легко.”
Картина “Нападают врасплох!...” находится в Третьяковской галерее, “Окружили - преследуют…” была уничтожена автором в числе нескольких других, после выставки 1974 года, когда его обвинили в антипатриотизме. В Русском музее сохранился лишь эскиз.
5. “Людоед”
Ещё одно произведение, быть может, не столь известное, как названные выше, но очень характерное для художника, пытавшегося показать увиденный мир во всём его многообразии. Сюжет прост: тигр в окружении стервятников поедает мёртвого русского солдата.
Хотя, наверняка рассказов о тиграх Верещагин наслушался ещё при путешествии вдоль Сырдарьи. Впервые столкнулся с ними в Семиречье, близ Или. В Борохудзире, на просьбы унять собак, часовой заметил, что это невозможно, потому как те “зверя близко чуют”. “Какого зверя?” “Тигру”. “Разве здесь есть тигры?” “И просто такое множество”.
Позже художник и сам слышал грозный рык, во время зарисовок на руинах местных крепостей и в тугаях у реки. Полосатые хищники, в те годы были в Казахстане обычным видом местной фауны. Последние туранские тигры были уничтожены в низовьях Или в 1940-х годах.
Полотно “Людоед” находится в Николаевском художественном музее им. Верещагина.
6. “Горы, окружающие Лепсинскую станицу”
Ещё один насыщенный период творчества Василия Верещагина, связанного с Казахстаном, приходится на 1869 год, когда возвращаясь из Петербурга, художник поехал в Ташкент через Семипалатинск и по пути долго странствовал по Семиречью, заезжая на территорию соседнего Китая. К этому времени относится новая порция набросков, этюдов и картин - этнографических рисунков, портретов, пейзажей.
В Музее искусств им. Кастеева в Алматы посетителей привлекает небольшой этюд Верещагина “Горы, окружающие Лепсинскую станицу”, написанный именно в эту поездку. (Ныне, правда, она перекочевала в запасники).
Иллюстрации – картины В. Верещагина.
Андрей Михайлов - писатель, автор серии книг "Как мы жили в СССР".
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!