Почему в Казахстане, несмотря на ежегодные паводки, не принимается закон «О безопасности гидротехнических сооружений»
Весной этого года в Казахстане практически не было региона, по которому не ударила бы большая вода. Из разных областей республики то и дело приходили тревожные сообщения об угрозе прорыва платин и дамб, что подтапливает не только небольшие и отдаленные поселки, но и даже окраины крупных городов. Даже взлетно-посадочная полоса столичного аэропорта едва не ушла под воду…
Где-то свою роль сыграло резкое таяние снегов – как на севере Казахстана, где-то обильные дожди – как на юге. Власти же, как правило, привычно разводят руками: дескать, что поделаешь – стихия. При этом мало кто задумывается, что, ссылаясь исключительно на капризы природы, наши чиновники сильно лукавят. Ведь Казахстан, прямо скажем, не Юго-Восточная Азия с ее влажным климатом и джунглями, а также не Сибирь с полноводными реками и таежными болотами. У нас, скорее, можно наблюдать сильный недостаток воды, нежели ее переизбыток. Мы всё время жалуемся на соседей – то Китай нам воду перекрывает, то Узбекистан. Какие тут могут быть паводки?
…Уже несколько лет группа казахстанских ученых-водников обивает пороги областных акиматов, приемные министерств и кабинеты членов правительства страны с предложением принять специальный закон, который позволит взять под контроль неравномерное сезонное распределение водных ресурсов и создать их четкое государственное регулирование с помощью отлаженной системы гидротехнических сооружений. Плотин, водохранилищ, каналов, ирригационных и дренажных сетей. Которые сегодня черт знает как содержатся, находятся в основном в аховом состоянии и зачастую непонятно кому принадлежат.
И, как правило, именно из-за этого происходят беды с «неожиданными» наводнениями, потопами и паводками. Предлагается закон так и назвать – «О безопасности гидротехнических сооружений». И его проект уже составлен.
Но… Еще раз акцентирую ваше внимание: дебаты в чиновничьих кабинетах разных уровней по поводу этого предложения ученых идут уже несколько лет. И всё безрезультатно. Который год важнейший закон о водном хозяйстве республики тормозится на этапе пустой болтовни в тиши правительственных кабинетов. А за то время, пока чиновники обсуждают, нужен или не нужен специальный закон по вопросам безопасности в сфере гидротехнических сооружений, в республике произошло немало серьезных ЧП.
Из-за прорыва плотины в марте 2010 года оказался напрочь смыт поселок Кызылагаш под Талдыкорганом, где погибли свыше четырех десятков человек.
В марте 2014 года, опять же из-за прорыва плотины, смыло поселок Кокпекты в Карагандинской области, погибли пять человек, оказались затоплены десятки домов.
Из-за сошедшего селевого потока в июле 2015 года затопило несколько поселков в Наурызбайском районе Алматы: погибших не было, но имущественный ущерб местным жителям был нанесен немалый.
Хлебнули алматинцы большой водицы и в нынешнем мае, когда из-за мощных осадков проспекты южной столицы Казахстана превратились в безбрежные потоки, подмыло и перекрыло оползневыми сходами дороги в предгорьях, затопило многие подворья частного сектора в пригородах Алматы. Оказалось, что в самом крупном городе страны, закованном в бетон и асфальт, напрочь отсутствует дренажная система. А когда-то ведь славился своими арыками…
В Шардаринском районе Южно-Казахстанской области из-за аварийного состояния водопропускных сооружений затопило тысячи домов, больницу и школу.
Подмыло дамбу в Теректинском районе Западного Казахстана. Добровольцы из местных жителей вручную таскали песок для ее укрепления, чтобы не дать смыть населенные пункты.
В Карагандинской области прорвало плотину Нижний Норбак – затопило участок республиканской трассы.
В Северном Казахстане подтоплены несколько сел – из них пришлось эвакуировать сотни человек.
И этот безрадостный список можно продолжать долго.
А теперь самое интересное и интригующее. В марте 2015 года правительственным постановлением №115 были утверждены так называемые правила декларации безопасности плотин. Предполагалось, что этот документ станет предпосылкой к принятию закона о безопасности гидротехнических сооружений. Уже в январе 2016 года появилось поручение первого заместителя премьер-министра РК Бакытжана САГИНТАЕВА, которое разослано во все министерства и ведомства страны. В нем предложено рассмотреть возможность разработки и принятия такого закона. Казалось бы, дело сдвинулось с мертвой точки.
Но тут выяснилось, что целый ряд государственных ведомств – категорически против его принятия. Причем среди них оказались властные институты, которые должны быть больше всех в нем заинтересованы.
Это Министерство сельского хозяйства, в состав которого входит Водный комитет, и Министерство по инвестициям и развитию РК, на которое возложены функции надзора за опасными промышленными объектами.
Первое ведомство мотивировало свое негативное отношение к новому закону экономическим кризисом и нехваткой средств в бюджете. Дескать, приводить в порядок все плотины, дамбы, шлюзы и каналы - никаких денег не хватит. А МИР РК сослалось на то, что гидротехнические сооружения не имеют опасных производственных факторов, поскольку фактически не являются производственными объектами. Получается, то, что ежегодно поселки с людьми смывает, – у этих двух министерств в счет не идет!
Областные акиматы против этого закона не высказались, но по вопросу о необходимости его принятия продемонстрировали полное безразличие. Ответы областных акиматов на имя первого зампремьера Сагинтаева написаны, словно под копирку: не возражаем. Можно расценить и так – пусть будет, но особо не нуждаемся в этом законе и не сильно хлопочем о его существовании. Такое впечатление, что вовсе не жителей регионов со всем их имуществом смывает вода из-за прорыва плотин и дамб, а пингвинов со льдины в Антарктиде!
И только Министерство внутренних дел и Комитет по чрезвычайным ситуациям в составе МВД однозначно высказались, что такой закон необходим. Оно и понятно: ведь именно их сотрудники в случае паводков и наводнений оказываются в первых рядах спасателей и нередко рискуют жизнями, чтобы защитить людей от удара водной стихии.
Насчет нехватки средств в казне на реконструкцию плотин, дамб, каналов и шлюзов мне даже спорить не хочется, особенно после того, как была озвучена многомиллиардная смета строительства Национального пантеона, а по существу - элитного кладбища. Получается, на живых деньги жалеем, зато на мертвых не экономим! Хотя понятно, что для нашей власти эти живые – не ровня тем мертвым.
Но вот другая цифра объясняет нежелание чиновников заниматься всерьез безопасностью гидротехнических сооружений. После прорыва плотины возле поселка Кызылагаш и гибели сорока с лишним жителей на восстановительные работы из бюджета было потрачено свыше 53 миллионов долларов. Это официальные данные. Сколько реально из этой суммы было израсходовано на восстановление, а сколько прошло мимо пострадавших и осело в карманах тех, кто участвовал в распределении этих средств, – официальная статистика не сообщает. Зато известно, что после каждого потопа или наводнения на восстановление разрушенного и компенсации пострадавшим государством тратятся такие же огромные суммы. И после каждого ЧП остается немало тех, до кого государственная помощь либо вообще не дошла, либо дошла совсем не в том объеме, о котором рапортовали чиновники. Но каждый раз доказать, что деньги пропали, никому не удается. Выходит, для кого-то большая вода - безжалостная стихия, а для кого-то - способ наживы. Не будет потопов и наводнений – чиновнику нечего будет украсть! Лично мне кажется, что именно этим и объясняется многолетняя чиновничья волокита с принятием этого закона.