Требования, не отвечающие новым принципам госрегулирования, будут признаны нелегитимными
А воз и ныне там...
Прошел V Форум по защите бизнеса "Надзор прокуратуры в сфере предпринимательства".
За 5 лет проделана большая работа по сокращению проверок и требований к бизнесу, снижению издержек предпринимателей. Но, к сожалению, проблем и жалоб меньше не становится.
Государственная машина каждый год вводит новые требования к бизнесу. И на сегодня никто не знает их точного количества. В 2019 году НПП совместно с правительством попыталось посчитать и сократить требования. Мы насчитали 30 500 требований, сократили до 13 тысяч.
Который год мы пытаемся автоматизировать проверки. Не до конца разобравшись с требованиями госорганов, всё оцифровали. В итоге мы получили цифровой хаос. Из года в год проверяются одни и те же предприниматели, нет акцента на нарушителях, системы отчетности и проверок не интегрированы.
Проведенный два года назад совместно с Генеральной прокуратурой анализ показал, что 63% проверок инспекций по труду проводится только после наступления несчастного случая на производстве, у экологической инспекции – 81% проверок проведены по причине несдачи отчетности. Анализ проведен более 2-х лет назад, а воз и ныне там.
Более того, у нас из года в год снижается число проверок, назначаемых по системе управления рисками (43% проверок в 2016 году, и 37% в 2018 году), хотя в развитых странах эта цифра составляет 90-95%.
Регуляторная политика государства в реальности не основана на степени доверия к бизнесу. Госорганы стремятся регулировать больше вопросов. Это приводит к недоверию бизнеса к государству.
Именно поэтому глава государства уделяет этому особое внимание. В сентябрьском Послании народу Казахстана (от 1 сентября 2020 года) президент страны поручил внедрить регулирование "с чистого листа" путем изменения базовых принципов регуляторной политики.
Считаю, что для системного решения проблем регулирования нам следует определить границы и пределы государственного регулирования.
Базовым для введения госрегулирования должно быть наличие РИСКА для жизни и здоровья людей, экологии, правопорядка и нравственности. То есть риска нет – не должно быть и регулирования, есть риск – государство вправе вводить регулирование.
Госрегулирование не должно нести завышенных требований как для бизнеса, так и для государства. Оно должно соответствовать уровню развития технологий и быть разумным, должно быть системным и последовательным, не создавать неоправданных барьеров для бизнеса.
Требования к бизнесу должны быть: обоснованными, открытыми и предсказуемыми, исполнимыми, определенными, стабильными, рациональными, соразмерными и обеспечивать равенство субъектов предпринимательства. Только при соблюдении всех этих условий новое требование может быть введено.
Нужно понимать, что законы без соответствующего инструментария не будут работать. Именно поэтому мы предлагаем введение Реестра обязательных требований. Это будет единая база, содержащая исчерпывающий перечень всех требований к бизнесу.
На проведение пересмотра всего массива регулирования отведено 3 года, и с 1 января 2024 года заработает так называемая регуляторная гильотина – требования, не отвечающие новым принципам госрегулирования, будут признаны нелегитимными.
Конечно невозможно сразу охватить все отрасли, поэтому мы предлагаем начать с 4 отраслей, где работает наибольшее число предпринимателей, более 60% от общего числа: торговля, сельское хозяйство, общепит/проживание, транспорт.
Это уникальная возможность направить наши усилия на превенцию, на проактивные действия, на создание эффективной системы регулирования бизнеса.
По итогам форума Генеральный прокурор дал ряд конкретных поручений, в том числе активизировать работу мобильных групп, подписать Дорожные карты в регионах между прокуратурой и палатами, а также возложил ответственность на областных прокуроров за взаимодействие с бизнесом в регионах.
Рустам Журсунов - Уполномоченный по защите прав предпринимателей Казахстана.
Источник: страница Рустама Журсунова в Facebook. Публикуется с разрешения автора.