Барымта: преступление или наказание? Почему власти Российской империи не восприняли древний обычай казахов

15638 просмотров
0
Андрей МИХАЙЛОВ
Суббота, 29 Янв 2022, 14:00

Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова

Из-за постоянной опасности, которой подвергались лошади - главное "движимое имущество" в Степи, соседи часто называли казахов "разбойным народом". В то же время сами казахи видели в угонах табунов лишь древний способ восстановления справедливости. Своего рода юридический акт.

О том, как относились к барымте и барымтачам власти Российской империи – рассмотрим подробнее в сегодняшнем материале.

"Саморасправа" и кровная месть, нарушающая "спокойствие степи"

Читайте также
Вдогонку за переписью. Сколько казахов проживало в Российской империи в XVIII и XIX веках

Вот что писал по поводу главный энциклопедический справочник Российской Империи, издаваемый БРОКГАУЗОМ и ЕФРОНОМ:

"Несмотря на все противодействие русской администрации, среди киргизов распространен еще обычай восстановления нарушенного права путем саморасправы. Это называется барантой. Баранта заключается в угоне скота, для чего предпринимается набег на аул обидчика, иногда сопровождающийся убийствами. В баранте выражается молодечество киргиз; на нее должны идти родственники и друзья потерпевшего. В свою очередь, она влечет за собой месть со стороны подвергшегося нападению, которая, распространяясь, охватывает иногда целые волости и нарушает спокойствие степи. Конец таким раздорам кладется иногда примирением сторон при посредстве биев (карандас-кыб), причем обе стороны взаимно преподносят друг другу подарки".

"Как добиться справедливости "не имея никаких письмянных законов"

Нужно отметить, что юридическая основа "правовой баранты" осознавалось ещё самыми первыми "экспертами по киргиз-кайсакам", наблюдавшим степные нравы ещё во времена присоединения к России казахов Младшего Жуза. Так, хорошо осведомлённый оренбургский чиновник (а за одним исследователь) Пётр Иванович РЫЧКОВ, прекрасно разбиравшийся в степных нравах, писал следующее ("Нижайшее представление о состоянии киргиз-кайсацких орд…", Оренбург, 1774):

"Между собою ж не имея никаких письмянных законов, управляются они исстари введёнными у них обыкностьми и барантою (захватом и удержанием), от чего и случается, что одни у других угоняют лошадей, увозят людей и держат у себя до тех пор, пока в требовании своём не будут удовольствованы и помирятся".

Читайте также
Как великий путешественник Григорий Потанин оказался в одной камере с казахскими конокрадами

Здесь любопытно, что в качестве объектов удовлетворения, наряду с традиционными лошадьми упоминаются и пленники.

Приговор: "в случае неисполнения велит барантовать"

Все искушённые понимали, что именно отсутствие у степняков сильной власти (а не письменных законов) лежало в природе баранты. Ещё один из ранних исследователей Яков ГОВЕРДОВСКИЙ в своём труде "Обозрение киргиз-кайсакской степи, или описание страны и народа киргиз-кайсакского" (начало XIX века), сообщал по этому поводу:

"Когда обиженный предстанет к бию с просьбою, тут же влекут и ответчика, и таким образом разбирая происшествие на словах, оканчивают дело в полчаса; но ежели последний другого совсем рода, тогда бий посылает истца с детьми к старейшине оного рода требовать удовлетворения и в случае неисполнения велит барантовать, т. е. следующий иск отнять силою. А потом судья и истец отнятое разделяют поровну; а если невозможно будет совершить сие явным образом, тогда производят хищничество, нападая тайно на табуны или, дождавшись в скрытых местах самого обвиняемого, снимают с него оружие, одежду и уводят лошадь".

А как подать апелляцию?

Ну, а если обвиняемый категорически не согласен с приговором? Как поступать в таком случае? Вот тут и наступала мутная череда дальнейших "пересмотров" дела. Что, в конечном итоге, и приводило к выхолащиванию юридического акта восстановления справедливости, переводя всё в бесконечную склоку. Тот же Яков Говердовский продолжал:

Читайте также
Пять пальчиков оближешь! Заезжие гурманы считали, что мясные блюда казахов достойны лучших европейских ресторанов

"Сей род похищения нередко основывается на личных и несправедливых претензиях, а потому и подаёт право к отмщению, которое таким образом, переходя из рода в род, сделало между киргизцами повсеместное хищение за обиды дедов и прадедов; и вместо того, что прежние баранты совершались с воли родоначальников под управлением почтенных людей и производимы были только за великие претензии, т. е. за воровство 100 и более лошадей, ныне один баран, обидное слово – всё производит баранту".

Баранта и воровство. В чём разница?

Нужно сказать, что сами казахи, вопреки мнению посторонних, применяли термин "баранта" не к любой краже скота. Знаток традиционной юриспруденции казахов Николай Иванович ГРОДЕКОВ, военный губернатор Сырдарьинской области, так характеризовал эти отличия (1889):

"Тайный отгон скота не называют барантою, а воровством. Также под словом баранта не следует понимать набег, с целью грабежа без особого к тому повода. Для того, чтобы набег мог быть назван барантою (барымта), требуется чтобы: 1) оправились в путь днём, а не ночью; 2) открыто объявили этот набег барантою; 3) он имел целью получение удовлетворения за какой-нибудь ущерб, воровство, убийство, отнятие невесты или жены, обиду и т. д. Баранта производится ещё в том случае, когда ответчик не позволяет взыскать с него присуджения бием".

Объяснение для европейцев: "Баранта от слова "баран"

Интересно, что выхолащивание старинного юридического акта привело к тому, что уже в начале XX века в глазах сторонних наблюдателей баранта всё более трансформировалась из "наказания" в "преступление". Ф. фон ШВАРЦ, немец, долгие годы проживавший в Ташкенте, сообщал немецким читателям ("Туркестан – ветка индогерманских народов". Фрейбург, 1900):

Читайте также
"На вкус европейца курт ужасен". Что ещё писали о казахских лакомствах гости степей в старые времена

"Большую роль у киргизов играла раньше, ещё во времена их независимости, так называемая баранта (от слова "баран"). Баранта в настоящее время встречается у киргизов очень редко, потому что русская администрация обращается с её участниками не как с героями, а как с грабителями. Суть баранты в том, что один аул или целый род предпринимает набег на соседний аул или род, чтобы отобрать хитростью или силой его скот… К похищению людей киргизы во время своей баранты не прибегали, потому что они издавна не знали рабовладения. У них также чаще всего обходилось без кровопролития… Если между двумя аулами или родами началась баранта, то нелегко предсказать, когда окончится вражда, потому что ограбленная сторона, в свою очередь, вынуждена из-за потери своего скота и чести предпринять новую баранту против обидчиков, и так эти взаимные разорения длятся годами и даже десятками лет".

Как барантачи стали конокрадами

Таким образом, к началу XX века "барантачество" незаметно перешло из сферы юридической, в сферу уголовную. Непримиримая борьба русских властей (которые, вообще-то, до поры предпочитали не вмешиваться в традиционное право казахов) с "барантачами", как с преступниками, и "барантою", как явлением, велась во многом из-за того, что страдали  не только сами казахи, но и казаки, крестьяне-переселенцы, военные и оседлые жители Средней Азии.

Тот же фон Шварц писал:

"Русскими чиновниками баранты между двумя аулами улаживаются таким образом, что третейский суд взвешивает потери обеих сторон на протяжении всей вражды, и та сторона, которая больше всех украла, принуждается к соответствующему возмещению в пользу стороны, которая пострадала от набегов".

Читайте также
"Принадлежат к числу богато одарённых народов": что ещё сообщали о казахах старые русские энциклопедии

Борьба приносила свои плоды. Постепенно менялись не только взгляды на "баранту", но и отношение к "барантачам", которые из лихих батыров героического прошлого в глазах общества всё более обращались в назойливых конокрадов, воришек-вымогателей. Изменения стали кардинальными и дали свои плоды.

Так, "Туркестанские ведомости" (от 18 октября 1883 года) ещё сетовали на то, что:

"Борьба с конокрадами для сельских жителей, сделалась положительно невозможною; в большинстве случаев туземцы предпочитают идти на соглашение с конокрадом, всегда известным окрестным жителям, и выкупают своих лошадей, уплачивая посредникам, т.е. главным пособникам конокрадства, нередко добрую половину уворованных лошадей. Выкуп этот известен в Средней Азии под скромным названием суюнчи".

Но спустя 30 лет та же газета ("Туркестанские ведомости" от 12 сентября 1912 года) отмечала симптоматичное свидетельство перемен в борьбе, ещё недавно казавшейся бесперспективной:

"Для преступлений отдельных лиц среди киргиз сохранились средневековые приёмы и следствия, и наказания. Не говоря о конокрадах, ... к которым применяют и допрос с пристрастием (нагайка, а чаще закрутка из верёвки на голову), и калечение – вывёртывание ног и рук, удары спиной о землю и т. п. средневековые наказания применяются и к мелким воришкам, и к пьяницам".

В глазах самих казахов барантачество как юридический казус всё более уходило в область легенд и преданий, а с приравнёнными к ворам и пьяницам конокрадами в Степи особо не церемонились.

Андрей Михайлов - писатель, автор серии книг "Как мы жили в СССР".

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.





президент Казахстана
- Моя цель - дать больше свободы моему народу, укрепить демократию и верховенство закона. Меня как президента не интересуют никакие привилегии и льготы. Я не приемлю этого.
Судебная система продолжает защищать интересы ростовщиков
Городской суд Алматы задним числом отменил решение против кредитора, выдавшего заём под 11 907 процентов годовых
Как $100 млрд, выведенных за рубеж, за неделю сократились в 100 раз
Правительству бутылку "Боржоми" надо было открывать раньше
Средняя зарплата сотрудников Центра Назарбаева приближается к полутора миллионам тенге в месяц
За укрепление межконфессионального и межцивилизационного диалога в Казахстане платят больше, чем министрам и депутатам
Кто и почему пытается скрыть причины крушения Fokker-100 авиакомпании “Bek Air”
Министерство индустрии и инфраструктурного развития отказывается предоставлять оригинал Окончательного отчёта по расследованию авиакатастрофы
План Б: "КазМунайГаз" готовится к антироссийским санкциям
Компания инициировала внесение во все соглашения с российскими партнёрами так называемых "санкционных оговорок"
Первые люди в долине Или: ниже Капчагая обнаружены каменные орудия, сопоставимые с древнейшими артефактами Земли!
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
В ожидании нефтяного дождя
JP Morgan: Brent может подорожать до $125 за баррель в 2022 году и до $150 за баррель в 2023 году
Алихан Букейханов: взгляд из России
О новой книге российского историка Виктора Козодоя "Алихан Букейханов: человек-эпоха"
За базар кто ответит?
У здания есть концепция, которую задолго до нас продумывали умные и талантливые люди и которую сейчас и не разглядеть
Траектории казахстанского пути. Часть 2: Декларативная демократизация
Подмена реформ декларациями приведёт к тому, что страна потеряет свой очередной шанс на увеличение потенциала развития
О медицинской философии
Почему врачи не лечат своих близких и родственников
Как Дмитрий Рогозин помог Илону Маску
Теперь американский миллиардер может начать бить своих оппонентов их же оружием
В павлодарской полиции снова голый тыл
В Павлодаре младший лейтенант полиции подшофе катала начальника управления тылового обеспечения на его машине и сбила мальчика
Почему стать почётным гражданином Шымкента не так престижно, как почётным гражданином Алматы
Одним вручают латунные знаки отличия, а другим - серебряные с позолотой и фианитами
Актюбинца наказали за наглость
Водитель вместо номеров повесил на машину слово из трёх букв
О запрете на экспорт, ручном управлении экономикой и индонезийском пальмовом масле
Все разумные решения принимаются по-разному, но глупые - одинаково
О биографиях казахстанских "молодых политиков"
Незатейливая политтехнология, из разряда "простота хуже воровства"
Санкции против России: три проблемы для Казахстана
Для гармоничного и эффективного развития нам ни в коем случае не нужно обособляться от всего мира
Однофамилец
Всевышний умеет шутить, посмеиваясь над нашими планами и так называемыми экспертами
На рынке арендного жилья Алматы происходит настоящая катастрофа
Казахстанцы без своего жилья будут копить на него ещё очень и очень долго
Мы прошли климатическую точку невозврата
Настоящая катастрофа начнётся, когда растают ледники
Красная линия как казахская национальная идея
- Спасибо, Марат. Вы очень здорово сформировали и высказали свою боль и мою тоже. Если бы эти мысли дошли до каждого жителя нашей страны, наверное было бы легче жить. Я вот еще думаю, неужели нашему ЕЛЬБАСЫ дожив до старости, не стыдно читать щитки-лозунги "шал кет"?
Откуда у Жакипа Асанова синдром Елбасы
- Уважаю людей которые идут против системы.в судах идёт беспредел и неужели,если просто по человечески судья решил принять сторону обвиняемого,то её просто надо уничтожить? А Асанову надо лучше посмотреть с кем он работает.Я думаю правда восторжествует
Обращение Тимура Кулибаева
- Спасибо за работу.Вы действительно помогли услышать нас предпринимателей на верху. СПАСИБО
Руководитель отдела строительства города Абая обвинил журналиста Ratel.kz в клевете
- Уважение за проделанный огромный объем работы при расследовании. Очень хлесткий, конкретный цикл статей "Из жизни отечественных нечестных чиновников"
15 мешков с мясом сайги изъяли у астанчанина
- А кто что предполагает крышёванный браконьер или нет? 15мешков мяса сайги это минниум 15 голов краснокнижных,один столько не набьёт. Скорее всего организованная поставка дичи,в ресторан,кафе с экзотическими блюдами в расчёте на репектабельного клиента,значит цена мясу будет такой же как подать блюдо из варана завезенного из Камеруна. Да нравы вседозволенности перехолят все границы,ожиревшие НурСултановцы не начнут ли поедать младенцев,при таких зряплатах чиновников возможен даже каннибализм.
Как "пилят" Нацфонд: кто заработал на жилье для многодетных семей в Абае. Часть 4
- Здравствуйте мне хотелось узнать почему в этих домах выдаються квартиры очередникам, многодетным семьям, малаимущим как арендное жилье без права приватизации получаеться нас в любой удобный для них момент могут выгнать на улицу? Мы стоим на очереди как многодетные и нам звонят с Акимата чтоб мы привезли документы на квартиру в 12доме мы хотим откозаться и мы автомотически слетим с очереди
Пострадавшей в ДТП павлодарке выкроили и сшили новый глаз
- Спасибо огромное завотделением Касымхану Тлеубаеву,всему коллективу офтальмологического отделения Павлодарской больницы. Крепкого вам всем здоровья и успехов во всем. Поздравляю счастливую пациентку. Я из города Актобе. Не видит правый глаз,влажная макулодистрофия, в левом глазу сухая макулодистрофия. Врачи глазной клиники ничем помочь не могут. Молю Аллаха сохранить зрение одного глаза и радуюсь за каждого кому вернули зрение. Всех вам благ.