Барымта: преступление или наказание? Почему власти Российской империи не восприняли древний обычай казахов

18482 просмотров
0
Андрей МИХАЙЛОВ
Суббота, 29 Янв 2022, 14:00

Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова

Из-за постоянной опасности, которой подвергались лошади - главное "движимое имущество" в Степи, соседи часто называли казахов "разбойным народом". В то же время сами казахи видели в угонах табунов лишь древний способ восстановления справедливости. Своего рода юридический акт.

О том, как относились к барымте и барымтачам власти Российской империи – рассмотрим подробнее в сегодняшнем материале.

"Саморасправа" и кровная месть, нарушающая "спокойствие степи"

Читайте также
Вдогонку за переписью. Сколько казахов проживало в Российской империи в XVIII и XIX веках

Вот что писал по поводу главный энциклопедический справочник Российской Империи, издаваемый БРОКГАУЗОМ и ЕФРОНОМ:

"Несмотря на все противодействие русской администрации, среди киргизов распространен еще обычай восстановления нарушенного права путем саморасправы. Это называется барантой. Баранта заключается в угоне скота, для чего предпринимается набег на аул обидчика, иногда сопровождающийся убийствами. В баранте выражается молодечество киргиз; на нее должны идти родственники и друзья потерпевшего. В свою очередь, она влечет за собой месть со стороны подвергшегося нападению, которая, распространяясь, охватывает иногда целые волости и нарушает спокойствие степи. Конец таким раздорам кладется иногда примирением сторон при посредстве биев (карандас-кыб), причем обе стороны взаимно преподносят друг другу подарки".

"Как добиться справедливости "не имея никаких письмянных законов"

Нужно отметить, что юридическая основа "правовой баранты" осознавалось ещё самыми первыми "экспертами по киргиз-кайсакам", наблюдавшим степные нравы ещё во времена присоединения к России казахов Младшего Жуза. Так, хорошо осведомлённый оренбургский чиновник (а за одним исследователь) Пётр Иванович РЫЧКОВ, прекрасно разбиравшийся в степных нравах, писал следующее ("Нижайшее представление о состоянии киргиз-кайсацких орд…", Оренбург, 1774):

"Между собою ж не имея никаких письмянных законов, управляются они исстари введёнными у них обыкностьми и барантою (захватом и удержанием), от чего и случается, что одни у других угоняют лошадей, увозят людей и держат у себя до тех пор, пока в требовании своём не будут удовольствованы и помирятся".

Читайте также
Как великий путешественник Григорий Потанин оказался в одной камере с казахскими конокрадами

Здесь любопытно, что в качестве объектов удовлетворения, наряду с традиционными лошадьми упоминаются и пленники.

Приговор: "в случае неисполнения велит барантовать"

Все искушённые понимали, что именно отсутствие у степняков сильной власти (а не письменных законов) лежало в природе баранты. Ещё один из ранних исследователей Яков ГОВЕРДОВСКИЙ в своём труде "Обозрение киргиз-кайсакской степи, или описание страны и народа киргиз-кайсакского" (начало XIX века), сообщал по этому поводу:

"Когда обиженный предстанет к бию с просьбою, тут же влекут и ответчика, и таким образом разбирая происшествие на словах, оканчивают дело в полчаса; но ежели последний другого совсем рода, тогда бий посылает истца с детьми к старейшине оного рода требовать удовлетворения и в случае неисполнения велит барантовать, т. е. следующий иск отнять силою. А потом судья и истец отнятое разделяют поровну; а если невозможно будет совершить сие явным образом, тогда производят хищничество, нападая тайно на табуны или, дождавшись в скрытых местах самого обвиняемого, снимают с него оружие, одежду и уводят лошадь".

А как подать апелляцию?

Ну, а если обвиняемый категорически не согласен с приговором? Как поступать в таком случае? Вот тут и наступала мутная череда дальнейших "пересмотров" дела. Что, в конечном итоге, и приводило к выхолащиванию юридического акта восстановления справедливости, переводя всё в бесконечную склоку. Тот же Яков Говердовский продолжал:

Читайте также
Пять пальчиков оближешь! Заезжие гурманы считали, что мясные блюда казахов достойны лучших европейских ресторанов

"Сей род похищения нередко основывается на личных и несправедливых претензиях, а потому и подаёт право к отмщению, которое таким образом, переходя из рода в род, сделало между киргизцами повсеместное хищение за обиды дедов и прадедов; и вместо того, что прежние баранты совершались с воли родоначальников под управлением почтенных людей и производимы были только за великие претензии, т. е. за воровство 100 и более лошадей, ныне один баран, обидное слово – всё производит баранту".

Баранта и воровство. В чём разница?

Нужно сказать, что сами казахи, вопреки мнению посторонних, применяли термин "баранта" не к любой краже скота. Знаток традиционной юриспруденции казахов Николай Иванович ГРОДЕКОВ, военный губернатор Сырдарьинской области, так характеризовал эти отличия (1889):

"Тайный отгон скота не называют барантою, а воровством. Также под словом баранта не следует понимать набег, с целью грабежа без особого к тому повода. Для того, чтобы набег мог быть назван барантою (барымта), требуется чтобы: 1) оправились в путь днём, а не ночью; 2) открыто объявили этот набег барантою; 3) он имел целью получение удовлетворения за какой-нибудь ущерб, воровство, убийство, отнятие невесты или жены, обиду и т. д. Баранта производится ещё в том случае, когда ответчик не позволяет взыскать с него присуджения бием".

Объяснение для европейцев: "Баранта от слова "баран"

Интересно, что выхолащивание старинного юридического акта привело к тому, что уже в начале XX века в глазах сторонних наблюдателей баранта всё более трансформировалась из "наказания" в "преступление". Ф. фон ШВАРЦ, немец, долгие годы проживавший в Ташкенте, сообщал немецким читателям ("Туркестан – ветка индогерманских народов". Фрейбург, 1900):

Читайте также
"На вкус европейца курт ужасен". Что ещё писали о казахских лакомствах гости степей в старые времена

"Большую роль у киргизов играла раньше, ещё во времена их независимости, так называемая баранта (от слова "баран"). Баранта в настоящее время встречается у киргизов очень редко, потому что русская администрация обращается с её участниками не как с героями, а как с грабителями. Суть баранты в том, что один аул или целый род предпринимает набег на соседний аул или род, чтобы отобрать хитростью или силой его скот… К похищению людей киргизы во время своей баранты не прибегали, потому что они издавна не знали рабовладения. У них также чаще всего обходилось без кровопролития… Если между двумя аулами или родами началась баранта, то нелегко предсказать, когда окончится вражда, потому что ограбленная сторона, в свою очередь, вынуждена из-за потери своего скота и чести предпринять новую баранту против обидчиков, и так эти взаимные разорения длятся годами и даже десятками лет".

Как барантачи стали конокрадами

Таким образом, к началу XX века "барантачество" незаметно перешло из сферы юридической, в сферу уголовную. Непримиримая борьба русских властей (которые, вообще-то, до поры предпочитали не вмешиваться в традиционное право казахов) с "барантачами", как с преступниками, и "барантою", как явлением, велась во многом из-за того, что страдали  не только сами казахи, но и казаки, крестьяне-переселенцы, военные и оседлые жители Средней Азии.

Тот же фон Шварц писал:

"Русскими чиновниками баранты между двумя аулами улаживаются таким образом, что третейский суд взвешивает потери обеих сторон на протяжении всей вражды, и та сторона, которая больше всех украла, принуждается к соответствующему возмещению в пользу стороны, которая пострадала от набегов".

Читайте также
"Принадлежат к числу богато одарённых народов": что ещё сообщали о казахах старые русские энциклопедии

Борьба приносила свои плоды. Постепенно менялись не только взгляды на "баранту", но и отношение к "барантачам", которые из лихих батыров героического прошлого в глазах общества всё более обращались в назойливых конокрадов, воришек-вымогателей. Изменения стали кардинальными и дали свои плоды.

Так, "Туркестанские ведомости" (от 18 октября 1883 года) ещё сетовали на то, что:

"Борьба с конокрадами для сельских жителей, сделалась положительно невозможною; в большинстве случаев туземцы предпочитают идти на соглашение с конокрадом, всегда известным окрестным жителям, и выкупают своих лошадей, уплачивая посредникам, т.е. главным пособникам конокрадства, нередко добрую половину уворованных лошадей. Выкуп этот известен в Средней Азии под скромным названием суюнчи".

Но спустя 30 лет та же газета ("Туркестанские ведомости" от 12 сентября 1912 года) отмечала симптоматичное свидетельство перемен в борьбе, ещё недавно казавшейся бесперспективной:

"Для преступлений отдельных лиц среди киргиз сохранились средневековые приёмы и следствия, и наказания. Не говоря о конокрадах, ... к которым применяют и допрос с пристрастием (нагайка, а чаще закрутка из верёвки на голову), и калечение – вывёртывание ног и рук, удары спиной о землю и т. п. средневековые наказания применяются и к мелким воришкам, и к пьяницам".

В глазах самих казахов барантачество как юридический казус всё более уходило в область легенд и преданий, а с приравнёнными к ворам и пьяницам конокрадами в Степи особо не церемонились.

Андрей Михайлов - писатель, автор серии книг "Как мы жили в СССР".

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




журналист
Америкаға бір ұшақпен біздің мұғалімдерді жібергенде Камала жеңетін еді дейді. Айтпайтындары жоқ.
Для борьбы с коррупционным ОПГ можно использовать ОГПО
Как заставить государственных служащих отвечать за свои дела
На соучредителя скандально известного в Караганде обменного пункта заведено уголовное дело за неисполнение решения суда
Такой метод показал эффективность даже на лучшем друге экс-министра финансов Зейнуллы Какимжанова
Нурлан Жумасултанов: Власти хотят заново расследовать причины авиакатастрофы 2019 года
Кому и зачем нужно переписать окончательный Отчет о расследовании обстоятельств аварии Fokker-100 авиакомпании "Бек Эйр"
Мёртвый Култук оказался мёртвым
Закрыт ещё один нефтеразведочный проект "КазМунайГаза" на Каспии
Почему наши программы развития плохо работают
Нет опоры на науку, мнимые цели и плохая реализация
Как в Нью-Йорке каток ремонтировали
Поучительный пример эффективного превосходства частной инициативы над неповоротливым менеджментом официальных властей
Паттайя – Город грехов: что там делать в ноябре и стоит ли вообще туда соваться
Отдых с пользой: советы Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. Ноль как показатель безопасности
С начала года на дорогах Казахстана погибло более 300 человек
Елжан Биртанов: наша “исчезнувшая” платформа показала, кто ворует из казны
Ratel.kz случайно разбередил историю с запрещенной платформой, которая могла победить фармацевтическую и медицинскую мафию
Иран: как большая страна выживает в санкциях из-за идеологического конфликта
О внутренних процессах в стране и о том, как на них может повлиять Трамп
Балабақша есепшісі өзіне ай сайын бірнеше айлық "төлеген"
Осылайша ол 60 миллион теңге тапқанымен ақыры жеті жылға сотталды
На очередной долгострой Даниала Ахметова потратят 28 миллиардов тенге, изъятых у олигархов
Деньги возьмут из так называемых возвращённых активов
В "Самрук-Казына" считают внутристрановую ценность кофе-брейков
"Центр социального взаимодействия и коммуникаций", принадлежащий СК, следит за рабочими, проводит детские утренники и тимбилдинги за сотни миллионов тенге
На “творчество” монополистов пожаловались предприниматели СКО
В недоумении от действий энергетиков находятся владельцы офисов в многоэтажках
Неужели новый пресс-секретарь Бейбита Исабаева обладает даром ясновидения
Не успела корреспондент Ratel.kz побывать на Аксуском сахарном заводе, как та позвонила и предложила официальный комментарий
Жителя Уральска незаконно обвинили в банковском мошенничестве
Теперь он пытается наказать виновных, но правоохранители не усматривают в этом большой проблемы
Как начальник филиала "Шымкентгеодезия" от полевого картографа пострадал
Инженер-геодезист заявлял, что полгода ездил в поле снимать геоданные. А сам никуда не ездил, ничего не делал, только зарплату получал
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.