Муллы нашего времени

16799 просмотров
0
Асия БАЙГОЖИНА
Среда, 03 Дек 2014, 07:45

Больше всего меня пугает потребительская психология самих сегодняшних наших имамов

Была на похоронах в маленьком южном селе. Покойный - дальний родственник, знала его плохо, видела раза три, может, поэтому (извините, пожалуйста!) не вполне предавалась скорби. Все село – одна большая улица, бывшее отделение колхоза. Народу тем не менее собралось много – приехали родственники из города, знакомые из соседних сел. Перед прощанием с усопшим мулла, как обычно, держал речь. Это был, как я позднее поняла, официальный, назначенный муфтиятом, мулла. Начал речь с того, что все духовные ритуалы на местах должны проводить именно такие, как он, люди – официально назначенные лица. Они прошли обучение, соблюдают правила, а многие местные самозванцы-муллы, которых приглашают сельчане, даже рук после туалета не моют, не говоря о том, чтобы ходить туда с кумганом. Многие из них не то, что пятикратный намаз не совершают, Коран правильно читать не могут. Есть даже такие, что не чураются выпить и не брезгуют запретной пищей.

- И таким вот людям вы доверяете отправление в последний путь ваших близких? - сурово спросил он, оглядывая толпу.

Люди переминались с ноги на ногу. Близкие покойного, потупив глаза, шумно вздыхали и ждали, когда он приступит собственно к ритуалу. Тот еще раз поставил на вид пастве и сказал, что официальные муллы вместе с сельскими акимами впредь будут пресекать поползновения местных самочинцев на исполнение мусульманских обрядов. Наконец, приступил непосредственно к этому сам. Собравшиеся облегченно вздохнули, привычно распростерли руки и выдохнули: аминь. Вечером родные усопшего планировали предстоящие сороковины. Брат покойного сказал: и давайте на сорок дней все-таки муллой будет наш Рахматулла, а не этот… Одна из пожилых родственниц поддержала:

- Конечно! И берет меньше, и речь подобающую произнесет, не то, что этот: про туалет и колбасу! Надо же на похоронах такую лекцию прочитать!

Лицо ее скривилось от возмущения. Кто-то добавил:

- Выпивал-то он раньше! А читает хорошо. С душой! - Все согласно закивали.

С вопросами по оплате я пристала к соседке; сколько получает официальный мулла, она не знала, но вроде есть «железная такса», а с местным Рахматуллой, как я поняла, можно договориться за «две тысячи тенге – за всё про всё». Она же рассказала, что на другом тое – в честь местного юбиляра – тот же официальный мулла рассказывал про… Послание президента. Покосилась на меня и поспешно добавила: наверное, это тоже надо. Вот в советское время к нам в поле также лекторы приезжали, час политинформации устраивали. Видя, что я собираюсь задать следующий вопрос, подхватилась со скамейки и со словами: « А я что? Я ж – беспартийная коммунистка, ничего в религии не понимаю!» - убежала в дом. Что собой представлял на деле самостийный мулла, не знаю, насчет гигиены стопроцентно поддерживаю официального муллу. Думаю, курсы он закончил и все, что положено ему знать по сану, наверняка знает. Другое дело, какие задачи ему ставит начальство, и как он сам понимает свое назначение и миссию. В Алматы на собраниях - и скорбного, и радостного свойства - муллы, в основном находят и нужный тон, и соответствующие слова, хотя тоже без «агитки» не обходятся, так, видимо, им предписано. Но, как водится, в городе остаются те, кто может и нужен, а на периферию отправляют не самые квалифицированные кадры. Весной этого года верховный муфтий ДУМК РК Ержан-кажы Маямеров после поездки в ЮКО, где, кстати, наибольшее в стране число мечетей (почти тысяча), посетовал: грамотные священнослужители не хотят ехать в отдаленные аулы из-за материальной нестабильности, потому имамы и муллы должны получать официальную зарплату. Каким образом? Муфтий объяснил: возможно, за счет средств главного фонда пожертвований при управлении мусульман. В Казахстане свыше 2500 мечетей. Вряд ли наших добровольных пожертвований хватит на всех служителей культа.

Как-то наблюдала съезд имамов у Центральной мечети – подобное скопление крутых авто видела только на юбилее олигарха. Народ, конечно, деньги жертвует ради спасения своей души и во имя Аллаха, но такие демонстрации преуспевающих имамов, согласитесь, не способствуют росту их авторитета. Или вот свежий пример. Знакомый, в прошлом спортсмен, рассказал: приехал в родной город, пошел в мечеть, а там – все мои бывшие друганы! В начале девяностых все были, можно сказать, бандюганами, и теперь вдруг – служители культа! Я опешил! - Ребята, - говорю, - это – вы?! Они дружно хлопают меня по плечу: - Мы! Где деньги, там и мы! И подмигивают мне! Я тоже не без греха, но в муллы ведь не набиваюсь. Что с людьми происходит?! Құдайдан қорықпайды! Совсем бога не боятся! - закончил он с возмущением.

Кажется, только с годами начинаю понимать мамину постоянную присказку: Құдайдын көзi оң болсын, что в переводе значит: пусть бог видит правильно...

В моем детстве муллами были люди, которые не жили за счет милости прихожан. Может, не шибко грамотными слыли, но именно им община делегировала полномочия по отправлению религиозных обрядов. Кто-то брал уроки у моего деда Кабдрахмана. Кто-то находил других знатоков шариата, под их руководством осваивал азы службы. В дни оразы в каждом доме давался хатым. Дед звал Карамулду. Тот где-то служил. Кажется, был учетчиком. Порой приходил Калиакбар-мулла. Он работал где-то на базе в совхозе. Потом их сменил Султан-мулла, а позднее Картай-мулла. Все они где-то работали, либо были на пенсии. Естественно, за отправление религиозных нужд аульчане платили им мзду. Прямо скажем, небольшую. Почти символическую. Они не жаловались, к начальству за зарплатой не обращались. Мне кажется, это единственно верный путь. Муллы работали, как все обычные люди. А религиозные ритуалы - функция, которую они исполняли - по желанию паствы, согласованию с управлением (за указаниями ездили в главную мечеть) и в соответствии с собственным образованием и велением сердца. Нынешним муллам такие странности, видимо, не понять. Они себя чувствуют чиновниками на службе. Знакомый, образованный и уважаемый мною мулла, который имеет собственное хозяйство и прожиточный минимум от местного богача, ратует тем не менее за стабильную зарплату, и ссылается на опыт Турции: мол, там имамы приравнены к госслужащим. Но там почти все жители мусульмане и мы же не турки…

Мои узбекские коллеги Разика Мергенбаева и Шухрат Махмудов когда-то сняли документальный фильм о Бахауддине Накшбанди, святом покровителе Бухары, основателе суфийского ордена «Накшбандия». Для студентов фильм «Сияющий» стал откровением – на самом деле мы мало что знаем о выдающихся деятелях собственного Востока. Накшбанди в своих проповедях выступал против показной набожности, театрализованной обрядности, призывал к простоте и непритязательности. Но самое главное: он реформировал орден дервишей, который до того жил исключительно подаяниями. Бахауддину Накшбанди принадлежит выражение: «Руки должны быть отданы работе, душа – Богу». Будучи сыном ремесленника, сам зарабатывал на жизнь чеканкой по металлу (слово «накшбанди» переводится именно так: «чеканщик»). Следуя его примеру, дервиши помимо духовных радений повсеместно начали заниматься ремеслом и делали это на благо себе и общине. Было это почти семь веков назад… Может, стоит показывать такого рода фильмы нашим будущим имам в качестве профориентации?

Недавно прочла интервью известного теолога Муртазы Булутая, где он говорит практически то же самое: я думаю, что имамы и муллы, служители мечети должны устроиться на работу. То есть, не существовать только за счет религии. У них должна быть своя профессия, один может работать в одной фирме кадровиком, другой - может работать охранником, кто-то бухгалтером, поваром, водителем, инженером; они должны жить наравне с обществом. Пусть изучают язык, ходят на курсы разные, изучают экономику, бухгалтерию, психологию. Один может стать врачом, другой - химиком, зато они себя прокормят, ни от кого не будут зависеть. Чтобы не жить за счет пожертвований, они должны быть экономически независимыми.

Самое примечательное: это говорит религиозно образованный казах, который родился и вырос в Турции, жил в Германии и вернулся на родину. Разве он не прав?

Больше всего меня пугает потребительская психология самих сегодняшних наших имамов. При таком раскладе в сфере веры официальные служители культа проиграют не только малограмотному Рахматулле, но прежде всего тем муллам, которые ни у кого ничего не просят, но под чьим незаметным и подчас даже опосредованным влиянием паства странным образом «саморадикализуется» в исламе…

- Люди, которые тридцать лет терпели Назарбаева, а теперь проглотили два изменения Конституции за три месяца, учат российских беженцев, как надо было бороться с режимом.
Аким Кызылординской области спрятался в домике Конституции
Политический государственный служащий покрыл расходы на свадьбу сына семейной тайной
Two popes: Астана стоит мессы
Визиты римских иерархов как высшее проявление казахских понтов и предмет общенациональной гордости
Чем отличается аким Налибаев от вице-министра Качмарчыка
Польского чиновника выгнали с работы после роскошной свадьбы с дорогими подарками
Отремонтированный на деньги КПО аэропорт Уральска вновь нуждается в ремонте
Почему Eni и Shell оплачивают хотелки акима?
Почему подпись министра Ускембаева оказалась на поддельном отчёте о катастрофе самолета Fokker-100
Независимая экспертиза показала, как государственный орган сфальсифицировал заключение об авиакатастрофе с человеческими жертвами
Обращение Путина: трагедия и фарс в одном флаконе
Как президент России косплеит Сталина
Валиханов в Кашгаре: главная причина опасного предприятия таилась в "пакете Шлагинтвейта"
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
5 советов руководителям
Должность начальника похожа на работу канатоходца
Когда казахская жена не роскошь, а средство передвижения
Каждой идее - своё время
Алма-Ата и Алматы. Коммунальные страсти
"Косые дома" и их обитатели в воспоминаниях алматинки Валерии Михайловны Стахеевой
Скаков vs Ашимбетов: в новостройке на ребёнка снова обрушился потолок
Абылкаиру Скакову стоило прислушаться к Нуржану Ашимбетову, предупреждавшему полтора года назад, как опасно врать в деле строительства жилья
"Маслят" по осени считают: кто производит боеприпасы и торгует ими в Таразе
И какое отношение Карагандинский патронный завод имеет к шахматам
Как Болат Назарбаев миллиарды в долг раздавал
В счёт этого "долга" младший брат первого президента Казахстана заполучил завод
Глина и навоз вместо исторического облика Алматы
Старые алматинские дома превращаются в новые трущобы
Где мы были восемь лет, или Почему так трудно издать в Казахстане перевод детской книги на казахский язык
Наша личная сказка про перевод на казахский успела сменить жанр и из страшной превратиться в остросюжетную с хеппи-эндом
О запрете на экспорт, ручном управлении экономикой и индонезийском пальмовом масле
Все разумные решения принимаются по-разному, но глупые - одинаково
О биографиях казахстанских "молодых политиков"
Незатейливая политтехнология, из разряда "простота хуже воровства"
Однофамилец
Всевышний умеет шутить, посмеиваясь над нашими планами и так называемыми экспертами
На рынке арендного жилья Алматы происходит настоящая катастрофа
Казахстанцы без своего жилья будут копить на него ещё очень и очень долго
Мы прошли климатическую точку невозврата
Настоящая катастрофа начнётся, когда растают ледники
Увидев расписание уроков, родители школьников СКО закипели от возмущения
- Уважаемые педагоги, Министры Раньше мы 10 лет учились, и было в 10 классах по 5,6,7уроков. И ничего. А сейчас учатся 11 лет и плюс ещё две недели и все равно хотите увеличить нагрузку. О чем вы думаете? Чего вы хотите от детей.? Правильно надо сокращать количество часов в неделю. Дети лучше станут понимать. А если они целый день в школе, всю ночь уроки делают. Вы хотите чтобы дети с ума сошли?
Беспредел на родине Кунаева. Часть 1
- Да, в Казахстане всегда были местные байчики. И их покровители из высших эшелонов власти. Они питались и жили с рук этих байчиков. А где хваленый Антикор? Что этот районный акимчик тоже их прикормил? Наверное, крутую служебную машину подарил борцам с коррупцией.
Где Токаеву взять кадры
- Вами верно задета данная тема. Она с каждым днём всё актуальнее и актуальнее. Нашему президенту предстоит большая работа. Однако работа проделана на маленький процент. От квалифицированных кадров, которые дорожат (дорожили) работой и не побоюсь этого слова настоящих патриотов своего дела, у нас всегда избавлялись. Никогда не давали честно работать простому государственному служащему. Только встаешь на рельсы своего должностного пути, так тебя начинают лепить, как им удобно.
Суд приговорил Боровикова к девяти годам лишения свободы
- Сергей здравствуйте, Вами проделана огромная работа, за что Вам лично выражаю ОГРОМНОЕ спасибо. Ваши статьи по настоящему освещали судебный процесс. Я как простой читатель Вам благодарен. Семье потерпевших выражаю ГЛУБОЧАЙШИЕ соболезнования.
В Алматы объявлены в розыск нотариусы-мошенники
- Нонсенс заключается в том, что прокурором Медеуского района до настоящего момента неисполнено частное определение Медеуского районного суда, которым суд требовал принять в отношении Рыскали и Кожахмет надлежащие меры уголовно правового характера. Вопрос: а почему прокурор Медеуского районна такой лояльный к указанным выше ммошейникам. И почему в период его руководства, все заявления в отношении данных лиц спущены на тормазах.
Будет ли новая элита наурызить и байконурить Казахстан
- Супер,все в тему! Айдос показывает и доказывает, что есть политические реалии. И что делать!