Муллы нашего времени

18327 просмотров
0
Асия БАЙГОЖИНА
Среда, 03 Дек 2014, 07:45

Больше всего меня пугает потребительская психология самих сегодняшних наших имамов

Была на похоронах в маленьком южном селе. Покойный - дальний родственник, знала его плохо, видела раза три, может, поэтому (извините, пожалуйста!) не вполне предавалась скорби. Все село – одна большая улица, бывшее отделение колхоза. Народу тем не менее собралось много – приехали родственники из города, знакомые из соседних сел. Перед прощанием с усопшим мулла, как обычно, держал речь. Это был, как я позднее поняла, официальный, назначенный муфтиятом, мулла. Начал речь с того, что все духовные ритуалы на местах должны проводить именно такие, как он, люди – официально назначенные лица. Они прошли обучение, соблюдают правила, а многие местные самозванцы-муллы, которых приглашают сельчане, даже рук после туалета не моют, не говоря о том, чтобы ходить туда с кумганом. Многие из них не то, что пятикратный намаз не совершают, Коран правильно читать не могут. Есть даже такие, что не чураются выпить и не брезгуют запретной пищей.

- И таким вот людям вы доверяете отправление в последний путь ваших близких? - сурово спросил он, оглядывая толпу.

Люди переминались с ноги на ногу. Близкие покойного, потупив глаза, шумно вздыхали и ждали, когда он приступит собственно к ритуалу. Тот еще раз поставил на вид пастве и сказал, что официальные муллы вместе с сельскими акимами впредь будут пресекать поползновения местных самочинцев на исполнение мусульманских обрядов. Наконец, приступил непосредственно к этому сам. Собравшиеся облегченно вздохнули, привычно распростерли руки и выдохнули: аминь. Вечером родные усопшего планировали предстоящие сороковины. Брат покойного сказал: и давайте на сорок дней все-таки муллой будет наш Рахматулла, а не этот… Одна из пожилых родственниц поддержала:

- Конечно! И берет меньше, и речь подобающую произнесет, не то, что этот: про туалет и колбасу! Надо же на похоронах такую лекцию прочитать!

Лицо ее скривилось от возмущения. Кто-то добавил:

- Выпивал-то он раньше! А читает хорошо. С душой! - Все согласно закивали.

С вопросами по оплате я пристала к соседке; сколько получает официальный мулла, она не знала, но вроде есть «железная такса», а с местным Рахматуллой, как я поняла, можно договориться за «две тысячи тенге – за всё про всё». Она же рассказала, что на другом тое – в честь местного юбиляра – тот же официальный мулла рассказывал про… Послание президента. Покосилась на меня и поспешно добавила: наверное, это тоже надо. Вот в советское время к нам в поле также лекторы приезжали, час политинформации устраивали. Видя, что я собираюсь задать следующий вопрос, подхватилась со скамейки и со словами: « А я что? Я ж – беспартийная коммунистка, ничего в религии не понимаю!» - убежала в дом. Что собой представлял на деле самостийный мулла, не знаю, насчет гигиены стопроцентно поддерживаю официального муллу. Думаю, курсы он закончил и все, что положено ему знать по сану, наверняка знает. Другое дело, какие задачи ему ставит начальство, и как он сам понимает свое назначение и миссию. В Алматы на собраниях - и скорбного, и радостного свойства - муллы, в основном находят и нужный тон, и соответствующие слова, хотя тоже без «агитки» не обходятся, так, видимо, им предписано. Но, как водится, в городе остаются те, кто может и нужен, а на периферию отправляют не самые квалифицированные кадры. Весной этого года верховный муфтий ДУМК РК Ержан-кажы Маямеров после поездки в ЮКО, где, кстати, наибольшее в стране число мечетей (почти тысяча), посетовал: грамотные священнослужители не хотят ехать в отдаленные аулы из-за материальной нестабильности, потому имамы и муллы должны получать официальную зарплату. Каким образом? Муфтий объяснил: возможно, за счет средств главного фонда пожертвований при управлении мусульман. В Казахстане свыше 2500 мечетей. Вряд ли наших добровольных пожертвований хватит на всех служителей культа.

Как-то наблюдала съезд имамов у Центральной мечети – подобное скопление крутых авто видела только на юбилее олигарха. Народ, конечно, деньги жертвует ради спасения своей души и во имя Аллаха, но такие демонстрации преуспевающих имамов, согласитесь, не способствуют росту их авторитета. Или вот свежий пример. Знакомый, в прошлом спортсмен, рассказал: приехал в родной город, пошел в мечеть, а там – все мои бывшие друганы! В начале девяностых все были, можно сказать, бандюганами, и теперь вдруг – служители культа! Я опешил! - Ребята, - говорю, - это – вы?! Они дружно хлопают меня по плечу: - Мы! Где деньги, там и мы! И подмигивают мне! Я тоже не без греха, но в муллы ведь не набиваюсь. Что с людьми происходит?! Құдайдан қорықпайды! Совсем бога не боятся! - закончил он с возмущением.

Кажется, только с годами начинаю понимать мамину постоянную присказку: Құдайдын көзi оң болсын, что в переводе значит: пусть бог видит правильно...

В моем детстве муллами были люди, которые не жили за счет милости прихожан. Может, не шибко грамотными слыли, но именно им община делегировала полномочия по отправлению религиозных обрядов. Кто-то брал уроки у моего деда Кабдрахмана. Кто-то находил других знатоков шариата, под их руководством осваивал азы службы. В дни оразы в каждом доме давался хатым. Дед звал Карамулду. Тот где-то служил. Кажется, был учетчиком. Порой приходил Калиакбар-мулла. Он работал где-то на базе в совхозе. Потом их сменил Султан-мулла, а позднее Картай-мулла. Все они где-то работали, либо были на пенсии. Естественно, за отправление религиозных нужд аульчане платили им мзду. Прямо скажем, небольшую. Почти символическую. Они не жаловались, к начальству за зарплатой не обращались. Мне кажется, это единственно верный путь. Муллы работали, как все обычные люди. А религиозные ритуалы - функция, которую они исполняли - по желанию паствы, согласованию с управлением (за указаниями ездили в главную мечеть) и в соответствии с собственным образованием и велением сердца. Нынешним муллам такие странности, видимо, не понять. Они себя чувствуют чиновниками на службе. Знакомый, образованный и уважаемый мною мулла, который имеет собственное хозяйство и прожиточный минимум от местного богача, ратует тем не менее за стабильную зарплату, и ссылается на опыт Турции: мол, там имамы приравнены к госслужащим. Но там почти все жители мусульмане и мы же не турки…

Мои узбекские коллеги Разика Мергенбаева и Шухрат Махмудов когда-то сняли документальный фильм о Бахауддине Накшбанди, святом покровителе Бухары, основателе суфийского ордена «Накшбандия». Для студентов фильм «Сияющий» стал откровением – на самом деле мы мало что знаем о выдающихся деятелях собственного Востока. Накшбанди в своих проповедях выступал против показной набожности, театрализованной обрядности, призывал к простоте и непритязательности. Но самое главное: он реформировал орден дервишей, который до того жил исключительно подаяниями. Бахауддину Накшбанди принадлежит выражение: «Руки должны быть отданы работе, душа – Богу». Будучи сыном ремесленника, сам зарабатывал на жизнь чеканкой по металлу (слово «накшбанди» переводится именно так: «чеканщик»). Следуя его примеру, дервиши помимо духовных радений повсеместно начали заниматься ремеслом и делали это на благо себе и общине. Было это почти семь веков назад… Может, стоит показывать такого рода фильмы нашим будущим имам в качестве профориентации?

Недавно прочла интервью известного теолога Муртазы Булутая, где он говорит практически то же самое: я думаю, что имамы и муллы, служители мечети должны устроиться на работу. То есть, не существовать только за счет религии. У них должна быть своя профессия, один может работать в одной фирме кадровиком, другой - может работать охранником, кто-то бухгалтером, поваром, водителем, инженером; они должны жить наравне с обществом. Пусть изучают язык, ходят на курсы разные, изучают экономику, бухгалтерию, психологию. Один может стать врачом, другой - химиком, зато они себя прокормят, ни от кого не будут зависеть. Чтобы не жить за счет пожертвований, они должны быть экономически независимыми.

Самое примечательное: это говорит религиозно образованный казах, который родился и вырос в Турции, жил в Германии и вернулся на родину. Разве он не прав?

Больше всего меня пугает потребительская психология самих сегодняшних наших имамов. При таком раскладе в сфере веры официальные служители культа проиграют не только малограмотному Рахматулле, но прежде всего тем муллам, которые ни у кого ничего не просят, но под чьим незаметным и подчас даже опосредованным влиянием паства странным образом «саморадикализуется» в исламе…

Вице-министр торговли и интеграции
"Я езжу на рынок "Асем", и я знаю, кто продаёт мясо,кто - курочку, где торговая точка от производителя, где бытовая химия. Подхожу целенаправленно, там беру - я знаю, что там дешевле. Кто может себе позволить подороже - пусть идёт в премиум - супермаркет, например"
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Ильяс Бактыгалиев: Избежать новых атак полностью мы будем неспособны, это независимые от нас вещи
Комментарии политолога об атаке на КТК
Казахстан Второй Республики: как новая Концепция внутренней политики задает правила Справедливого Казахстана
От ответа на вызовы к формуле будущего: государство, которое действует по принципу справедливости для всех
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
Виталий Колточник: «Назначение Аиды Балаевой - финальное укрепление идеологической вертикали государства»
Модернизированы механизмы работы с НПО, усилена стратегия государственных коммуникаций, систематизированы диалоговые площадки
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Виталий Колточник: «Назначение Аиды Балаевой - финальное укрепление идеологической вертикали государства»
Модернизированы механизмы работы с НПО, усилена стратегия государственных коммуникаций, систематизированы диалоговые площадки
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером