Алма-Ата и Алматы. Листая фотоальбомы

8391 просмотров
0
Евгения МОРОЗОВА
Воскресенье, 23 Янв 2022, 18:00

Семейный альбом алматинских художников Фёдоровых

Помните старую песню Окуджавы "На фоне Пушкина снимается семейство"?

Читайте также
Алма-Ата и Алматы. Геология длиною в жизнь

"На фоне Пушкина снимается семейство.
Фотограф щелкает, и птичка вылетает…"

Очень люблю разглядывать старые фотографии.

Это возможность вернуться назад в прошлое – на 20-30-50, а то и больше лет. Увидеть молодыми тех, кто давно покинул этот мир, вспомнить прекрасные и счастливые моменты их жизни. 

- Семейный альбом – это сокровище каждой семьи. Это история семьи. Это то, что помогает нам сохранить семейную память. Его надо бережно хранить и передавать своим детям, - уверен Олег ФЕДОРОВ. 

С Олегом Федоровым мы познакомились на сайте. Нет, не на сайте знакомств. А на сайте, который посвящен культуре, творчеству, художникам, изобразительному искусству. Вот там-то, в комментариях к статье о творчестве нашего художника Сергея КАЛМЫКОВА, мы и встретились. Олег написал, что его родители были знакомы с Сергеем Калмыковым и многими другими алматинскими художниками. Потому что и сами были художниками… 

А потом Олег и его супруга пригласили меня в гости (точнее, я нагло напросилась) и показали свои семейные архивы. Вот на этой фотографии родители Олега – Иван Петрович и Елена Александровна. 

- Мать хорошо пела и рисовала хорошо, и у нее была дилемма: куда поступать после школы – в музыкальное училище или художественное. Но когда она встретила отца, они решили учиться вместе. И выбрали художественное училище. На этом фото на обратной стороне надпись: "На вечную память Ванюше от Лены, 1945 год". Это год их встречи. А через год уже родился мой старший брат… Родители вместе поступили в художественное училище и вместе его закончили. И потом вместе там работали – преподавали. Отец даже был директором училища какое-то время. А потом занялся только преподаванием: у него образования высшего не было, только училище. И уже взрослым человеком он учился в институте на заочном, а преподаватели у него были его же бывшие ученики, - рассказывает Олег.

Иван Петрович родился в 1922 году в селе Аиртав (сейчас Айыртау Кокшетауская область) в рабочей семье. Его отец был шахтером, простым рабочим, работал в Макинске, Степняке, добывал уран, золото… 

Читайте также
Алма-Ата и Алматы. Думы о былом, или Прогулка по кладбищу

- Отец же закончил 10 классов, в те времена – это как сейчас доктор наук, тогда мало было людей грамотных. Очень любил рисовать, собирался в 41-м споступать в художественное училище, но началась война. Ему было 19 лет, совсем мальчишка по нынешним меркам, но поскольку он был грамотным, его отправили в Чирчик в кавалерийское училище. Это под Ташкентом. Там он проходил обучение несколько месяцев, получил звание младшего лейтенанта и ушел на фронт. В его подчинении было 100 сабель! Сто человек, сто взрослых людей, за которых он отвечал. А ему 19 лет! А закончил он войну старшим лейтенантом в Кенигсберге. Там его тяжело ранило, он попал в госпиталь… Он хромал всю жизнь, ходил с палочкой. Три осколка в нем сидело. Один под бровью, два в ноге, – рассказывает Олег. 

И показывает благодарности, наградные книжки отца, его депутатскую книжку...

А мама, Елена Александровна, в Алма-Ату попала во время войны – в наш город из украинского Токмака был эвакуирован завод им. Кирова (на нем была создана уникальная и единственная в СССР производственная база по выпуску сложной машиностроительной продукции – торпед с тепловыми двигательными установками), на котором работал отец Елены Александровны. Он был маляром. Дед на фронт не попал, у него была инвалидность: он потерял глаз на работе - краска попала. И когда завод эвакуировали, вместе с оборудованием в Алма-Ату перевезли и рабочих с семьями. А после войны Лена поступила в училище, вышла замуж и осталась в нашем городе навсегда. 

На снимке: автопортрет.

Она была талантливой художницей, живописцем, преподавателем. 

Училась у живописца и графика Алексея Федоровича ПОДКОВЫРОВА. Сохранился подарок учителя любимой ученице – небольшая картина с дарственной надписью "Леночке Антипенко (это девичья фамилия Елены Александровны) от учителя", 1950 год.

В 1951 году состоялась республиканская выставка казахстанских художников. Там были представлены работы 60 казахстанских художников. В архивах семьи Федоровых сохранился буклет выставки и каталог представленных на ней произведений.

Свои работы там показали уже хорошо известные на то время мастера казахстанского искусства - Абылхан КАСТЕЕВ ("Подарок товарищу Сталину", портрет Чокана Валиханова, "Поход Амангельды"), Абрам ЧЕРКАССКИЙ (портреты членов сельхозартели "Веселая жизнь"), Николай КРУТИЛЬНИКОВ, Молдахмет ЕНБАЕВ, Сергей Калмыков!.. Каждое имя – отдельная страница в истории Казахстана и казахстанского искусства.

Читайте также
Алма-Ата и Алматы. История старой фисгармонии

"Скульптор Зоя БЕРЕГОВАЯ со своей композицией "Чабан" "впервые в истории казахстанского изобразительного искусства раскрывает в искусстве тему животноводства", - это я цитирую каталог.  

Среди художников, которые в каталоге названы "молодыми" есть имена нам, нынешним, хорошо знакомые: Нурбек ТАНСЫКБАЕВ, Айша ГАЛИМБАЕВА – она на выставке показала свою первую большую работу "Трикотажницы". 

А Елена Федорова дебютировала, и очень удачно, с работой "Портрет молодого врача": "Начинающему автору удалось передать обаяние молодой советской девушки", - писал потом в рецензии на картину КРАШЕНИННИКОВ.

Очень много в семейном архиве Федоровых фотографий Бибигуль ТУЛЕГЕНОВОЙ. Елена Александровна дружила с ней в юные годы. И даже написала ее портрет, он и сейчас украшает дом Федоровых. Портрет немного не дописан, Елена Александровна, видимо, долго работала над этим произведением. Или переписывала. 

Где они познакомились и что связывало певицу с художницей? Олег думает, что их связывала любовь к музыке, пению…

На снимке: портрет Куляш Байсеитовой.

Некоторые картины Елены Федоровой сейчас в частных коллекциях, в галереях, есть ее работы и в музее Кастеева. Сохранились вырезки из газет – небольшие заметки о выставках художницы. 

Но многое уже, увы, забылось. Многих деталей Олег не помнит, многое и не знал, а спросить у художницы мы не сможем: она умерла молодой, ей было всего 40 лет.

Сохранился приказ "уволить с 25 января 1967 года в связи с ее смертью". И подпись: директор А. К. ЖУБАНОВ.

И очень, очень много фотографий в архивах Федоровых.

Олег объясняет – родители в студенчестве фотографией подрабатывали. И еще портреты тушью делали, рисовали для календарей: Чапаев на тачанке, Карл Маркс, Фридрих Энгельс и другие персонажи календарей 50-х годов шли с подписью "художник Федоров". Но фотографий было больше. И любовь к фотографии у них продолжалась всю жизнь. Отец запечатлевал различные моменты жизни семьи, друзей, коллег. Вот фото с первомайской демонстрации.

Художники идут с плакатами, среди них красивая и грациозная Гульфайруз ИСМАИЛОВА.

Вот друзья и коллеги у знаменитого училищного забора.

А вот само училище, это старое здание на улице Кирова (сейчас Валиханова), до нынешних дней не сохранилось.

Олег Федоров, хотя и был мальчишкой в те годы, многих художников и скульпторов помнит: ЖУРАВЛЕВА Николая Степановича, ПЕНКИНА, СУЩЕВА Ивана Дмитриевича, Николая Федоровича БОРТНИКОВА, многих других. Творческое сообщество в городе было небольшим, все тесно общались, ходили друг к другу в гости, читали стихи, пели под гитару, играли в шахматы.

Запомнилось то время Олегу как яркое, доброе…Хотя по факту не было оно простым и легким: долгое время Федоровы жили в подвале школы, где было сыро и ветрено, а в район Мехпоселка, где Олег с супругой живут и сейчас, перебрались только в конце 50-х. Но остались фотографии "подвальной" квартиры.

А на этой фотографии – выпуск 1952 года Алма- Атинского художественного училища, живописно-педагогического отделения. Верхний ряд – преподаватели.

Читайте также
Три грани таланта

Зав. учебной частью И.П. Федоров (отец Олега) справа от директора ЖАСАКБАЕВА Г.Д. . А слева от него – профессор живописи Черкасский Абрам Маркович. Уникальный, потрясающий человек, живописец, педагог, народный художник Казахской ССР. Окончил Киевскую рисовальную школу в 1909 году, учился у А. А. МУРАШКО и Н. К. ПИМОНЕНКО. А в 1917 получил диплом Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств.  До 1937 года жил и творил в Украине: в Виннице сначала, а потом в Киеве - был профессором Киевского художественного института. В декабре 1937 был арестован как польский шпион. Его сослали в печально известный КарЛАГа, п. Долинка, освободился в августе 1940 г. и вернулся в Киев. Но началась война, и семья опять вернулась в Казахстан. Теперь уже в эвакуацию. Управлением по делам искусств при СНК КазССР Черкасского вызвали в Алма-Ату на должность преподавателя художественного училища. А позже он стал директором учебного заведения. А картины Черкасского — портреты, натюрморты, пейзажи — хранятся в музеях и галереях Алматы и Киева, в частных коллекциях… 

Умер Абрам Маркович 30 ноября 1967 года, похоронен на Центральном кладбище Алматы.

Читайте также
Хроники Верного. Несостоявшаяся экскурсия

А крайний справа – Павел ЗАЛЬЦМАН. В Казахстан он попал в годы войны - был опредлен на работу в ЦОКС (Центральную объединённую киностудию), располагавшуюся в годы войны в нашем городе. В 1944 году, когда киностудии "Ленфильм" и "Мосфильм" вернулись домой из эвакуации, он уехать с ними не мог. Он был немцем по паспорту, за ним закрепили статус спецпоселенца. И он остался в Алма-Ате - работал художником-постановщиком киностудии "Казахфильм", был художником-постановщиком на картинах Шакена Айманова "Белая роза", "Дочь степей", "Поэма о любви", "Перекрёсток", Ефима Арона "Золотой рог", "Ботагоз", Павла Боголюбова "Девушка-джигит"… А в художественном училище он преподавал историю искусства. Впрочем, он был преподавателем и в Архитектурной академии, и в педагогическом институте, и на сценарных курсах. А еще являлся членом Союза кинематографистов и Союза художников КазССР. Умер в 1985 году, похоронен на Центральном кладбище Алматы.

Похоронены на Центральном кладбище и художники Федоровы. Иван Петрович пережил Елену Александровну почти на 20 лет… Но на старых фотографиях они всю жизнь были рядом. А теперь рядом навечно…

А семейные фотографии – это не только история семьи. Это история города. История страны. История мира. Старые фото в фотоальбомах – это как увлекательный исторический роман, главные герои которого - многие поколения наших родных и близких. Идут годы, меняется мода, власть, техника, меняются и сами люди. Но мы достаем старые фотографии, листаем страницы фотоальбомов, и погружаясь в воспоминания, становимся чуть ближе друг к другу...

"Мы будем счастливы
(благодаренье снимку!).
Пусть жизнь короткая проносится и тает.
На веки вечные мы все теперь в обнимку
на фоне Пушкина!
И птичка вылетает..."

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Вице-министр торговли и интеграции
"Я езжу на рынок "Асем", и я знаю, кто продаёт мясо,кто - курочку, где торговая точка от производителя, где бытовая химия. Подхожу целенаправленно, там беру - я знаю, что там дешевле. Кто может себе позволить подороже - пусть идёт в премиум - супермаркет, например"
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Ильяс Бактыгалиев: Избежать новых атак полностью мы будем неспособны, это независимые от нас вещи
Комментарии политолога об атаке на КТК
Казахстан Второй Республики: как новая Концепция внутренней политики задает правила Справедливого Казахстана
От ответа на вызовы к формуле будущего: государство, которое действует по принципу справедливости для всех
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
Виталий Колточник: «Назначение Аиды Балаевой - финальное укрепление идеологической вертикали государства»
Модернизированы механизмы работы с НПО, усилена стратегия государственных коммуникаций, систематизированы диалоговые площадки
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Виталий Колточник: «Назначение Аиды Балаевой - финальное укрепление идеологической вертикали государства»
Модернизированы механизмы работы с НПО, усилена стратегия государственных коммуникаций, систематизированы диалоговые площадки
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером