Семейный альбом алматинских художников Фёдоровых
Помните старую песню Окуджавы "На фоне Пушкина снимается семейство"?
"На фоне Пушкина снимается семейство.
Фотограф щелкает, и птичка вылетает…"
Очень люблю разглядывать старые фотографии.
Это возможность вернуться назад в прошлое – на 20-30-50, а то и больше лет. Увидеть молодыми тех, кто давно покинул этот мир, вспомнить прекрасные и счастливые моменты их жизни.
- Семейный альбом – это сокровище каждой семьи. Это история семьи. Это то, что помогает нам сохранить семейную память. Его надо бережно хранить и передавать своим детям, - уверен Олег ФЕДОРОВ.
С Олегом Федоровым мы познакомились на сайте. Нет, не на сайте знакомств. А на сайте, который посвящен культуре, творчеству, художникам, изобразительному искусству. Вот там-то, в комментариях к статье о творчестве нашего художника Сергея КАЛМЫКОВА, мы и встретились. Олег написал, что его родители были знакомы с Сергеем Калмыковым и многими другими алматинскими художниками. Потому что и сами были художниками…
А потом Олег и его супруга пригласили меня в гости (точнее, я нагло напросилась) и показали свои семейные архивы. Вот на этой фотографии родители Олега – Иван Петрович и Елена Александровна.
- Мать хорошо пела и рисовала хорошо, и у нее была дилемма: куда поступать после школы – в музыкальное училище или художественное. Но когда она встретила отца, они решили учиться вместе. И выбрали художественное училище. На этом фото на обратной стороне надпись: "На вечную память Ванюше от Лены, 1945 год". Это год их встречи. А через год уже родился мой старший брат… Родители вместе поступили в художественное училище и вместе его закончили. И потом вместе там работали – преподавали. Отец даже был директором училища какое-то время. А потом занялся только преподаванием: у него образования высшего не было, только училище. И уже взрослым человеком он учился в институте на заочном, а преподаватели у него были его же бывшие ученики, - рассказывает Олег.
Иван Петрович родился в 1922 году в селе Аиртав (сейчас Айыртау Кокшетауская область) в рабочей семье. Его отец был шахтером, простым рабочим, работал в Макинске, Степняке, добывал уран, золото…
- Отец же закончил 10 классов, в те времена – это как сейчас доктор наук, тогда мало было людей грамотных. Очень любил рисовать, собирался в 41-м споступать в художественное училище, но началась война. Ему было 19 лет, совсем мальчишка по нынешним меркам, но поскольку он был грамотным, его отправили в Чирчик в кавалерийское училище. Это под Ташкентом. Там он проходил обучение несколько месяцев, получил звание младшего лейтенанта и ушел на фронт. В его подчинении было 100 сабель! Сто человек, сто взрослых людей, за которых он отвечал. А ему 19 лет! А закончил он войну старшим лейтенантом в Кенигсберге. Там его тяжело ранило, он попал в госпиталь… Он хромал всю жизнь, ходил с палочкой. Три осколка в нем сидело. Один под бровью, два в ноге, – рассказывает Олег.
И показывает благодарности, наградные книжки отца, его депутатскую книжку...
А мама, Елена Александровна, в Алма-Ату попала во время войны – в наш город из украинского Токмака был эвакуирован завод им. Кирова (на нем была создана уникальная и единственная в СССР производственная база по выпуску сложной машиностроительной продукции – торпед с тепловыми двигательными установками), на котором работал отец Елены Александровны. Он был маляром. Дед на фронт не попал, у него была инвалидность: он потерял глаз на работе - краска попала. И когда завод эвакуировали, вместе с оборудованием в Алма-Ату перевезли и рабочих с семьями. А после войны Лена поступила в училище, вышла замуж и осталась в нашем городе навсегда.
На снимке: автопортрет.
Она была талантливой художницей, живописцем, преподавателем.
Училась у живописца и графика Алексея Федоровича ПОДКОВЫРОВА. Сохранился подарок учителя любимой ученице – небольшая картина с дарственной надписью "Леночке Антипенко (это девичья фамилия Елены Александровны) от учителя", 1950 год.
В 1951 году состоялась республиканская выставка казахстанских художников. Там были представлены работы 60 казахстанских художников. В архивах семьи Федоровых сохранился буклет выставки и каталог представленных на ней произведений.
Свои работы там показали уже хорошо известные на то время мастера казахстанского искусства - Абылхан КАСТЕЕВ ("Подарок товарищу Сталину", портрет Чокана Валиханова, "Поход Амангельды"), Абрам ЧЕРКАССКИЙ (портреты членов сельхозартели "Веселая жизнь"), Николай КРУТИЛЬНИКОВ, Молдахмет ЕНБАЕВ, Сергей Калмыков!.. Каждое имя – отдельная страница в истории Казахстана и казахстанского искусства.
"Скульптор Зоя БЕРЕГОВАЯ со своей композицией "Чабан" "впервые в истории казахстанского изобразительного искусства раскрывает в искусстве тему животноводства", - это я цитирую каталог.
Среди художников, которые в каталоге названы "молодыми" есть имена нам, нынешним, хорошо знакомые: Нурбек ТАНСЫКБАЕВ, Айша ГАЛИМБАЕВА – она на выставке показала свою первую большую работу "Трикотажницы".
А Елена Федорова дебютировала, и очень удачно, с работой "Портрет молодого врача": "Начинающему автору удалось передать обаяние молодой советской девушки", - писал потом в рецензии на картину КРАШЕНИННИКОВ.
Очень много в семейном архиве Федоровых фотографий Бибигуль ТУЛЕГЕНОВОЙ. Елена Александровна дружила с ней в юные годы. И даже написала ее портрет, он и сейчас украшает дом Федоровых. Портрет немного не дописан, Елена Александровна, видимо, долго работала над этим произведением. Или переписывала.
Где они познакомились и что связывало певицу с художницей? Олег думает, что их связывала любовь к музыке, пению…
На снимке: портрет Куляш Байсеитовой.
Некоторые картины Елены Федоровой сейчас в частных коллекциях, в галереях, есть ее работы и в музее Кастеева. Сохранились вырезки из газет – небольшие заметки о выставках художницы.
Но многое уже, увы, забылось. Многих деталей Олег не помнит, многое и не знал, а спросить у художницы мы не сможем: она умерла молодой, ей было всего 40 лет.
Сохранился приказ "уволить с 25 января 1967 года в связи с ее смертью". И подпись: директор А. К. ЖУБАНОВ.
И очень, очень много фотографий в архивах Федоровых.
Олег объясняет – родители в студенчестве фотографией подрабатывали. И еще портреты тушью делали, рисовали для календарей: Чапаев на тачанке, Карл Маркс, Фридрих Энгельс и другие персонажи календарей 50-х годов шли с подписью "художник Федоров". Но фотографий было больше. И любовь к фотографии у них продолжалась всю жизнь. Отец запечатлевал различные моменты жизни семьи, друзей, коллег. Вот фото с первомайской демонстрации.
Художники идут с плакатами, среди них красивая и грациозная Гульфайруз ИСМАИЛОВА.
Вот друзья и коллеги у знаменитого училищного забора.
А вот само училище, это старое здание на улице Кирова (сейчас Валиханова), до нынешних дней не сохранилось.
Олег Федоров, хотя и был мальчишкой в те годы, многих художников и скульпторов помнит: ЖУРАВЛЕВА Николая Степановича, ПЕНКИНА, СУЩЕВА Ивана Дмитриевича, Николая Федоровича БОРТНИКОВА, многих других. Творческое сообщество в городе было небольшим, все тесно общались, ходили друг к другу в гости, читали стихи, пели под гитару, играли в шахматы.
Запомнилось то время Олегу как яркое, доброе…Хотя по факту не было оно простым и легким: долгое время Федоровы жили в подвале школы, где было сыро и ветрено, а в район Мехпоселка, где Олег с супругой живут и сейчас, перебрались только в конце 50-х. Но остались фотографии "подвальной" квартиры.
А на этой фотографии – выпуск 1952 года Алма- Атинского художественного училища, живописно-педагогического отделения. Верхний ряд – преподаватели.
Зав. учебной частью И.П. Федоров (отец Олега) справа от директора ЖАСАКБАЕВА Г.Д. . А слева от него – профессор живописи Черкасский Абрам Маркович. Уникальный, потрясающий человек, живописец, педагог, народный художник Казахской ССР. Окончил Киевскую рисовальную школу в 1909 году, учился у А. А. МУРАШКО и Н. К. ПИМОНЕНКО. А в 1917 получил диплом Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств. До 1937 года жил и творил в Украине: в Виннице сначала, а потом в Киеве - был профессором Киевского художественного института. В декабре 1937 был арестован как польский шпион. Его сослали в печально известный КарЛАГа, п. Долинка, освободился в августе 1940 г. и вернулся в Киев. Но началась война, и семья опять вернулась в Казахстан. Теперь уже в эвакуацию. Управлением по делам искусств при СНК КазССР Черкасского вызвали в Алма-Ату на должность преподавателя художественного училища. А позже он стал директором учебного заведения. А картины Черкасского — портреты, натюрморты, пейзажи — хранятся в музеях и галереях Алматы и Киева, в частных коллекциях…
Умер Абрам Маркович 30 ноября 1967 года, похоронен на Центральном кладбище Алматы.
А крайний справа – Павел ЗАЛЬЦМАН. В Казахстан он попал в годы войны - был опредлен на работу в ЦОКС (Центральную объединённую киностудию), располагавшуюся в годы войны в нашем городе. В 1944 году, когда киностудии "Ленфильм" и "Мосфильм" вернулись домой из эвакуации, он уехать с ними не мог. Он был немцем по паспорту, за ним закрепили статус спецпоселенца. И он остался в Алма-Ате - работал художником-постановщиком киностудии "Казахфильм", был художником-постановщиком на картинах Шакена Айманова "Белая роза", "Дочь степей", "Поэма о любви", "Перекрёсток", Ефима Арона "Золотой рог", "Ботагоз", Павла Боголюбова "Девушка-джигит"… А в художественном училище он преподавал историю искусства. Впрочем, он был преподавателем и в Архитектурной академии, и в педагогическом институте, и на сценарных курсах. А еще являлся членом Союза кинематографистов и Союза художников КазССР. Умер в 1985 году, похоронен на Центральном кладбище Алматы.
Похоронены на Центральном кладбище и художники Федоровы. Иван Петрович пережил Елену Александровну почти на 20 лет… Но на старых фотографиях они всю жизнь были рядом. А теперь рядом навечно…
А семейные фотографии – это не только история семьи. Это история города. История страны. История мира. Старые фото в фотоальбомах – это как увлекательный исторический роман, главные герои которого - многие поколения наших родных и близких. Идут годы, меняется мода, власть, техника, меняются и сами люди. Но мы достаем старые фотографии, листаем страницы фотоальбомов, и погружаясь в воспоминания, становимся чуть ближе друг к другу...
"Мы будем счастливы
(благодаренье снимку!).
Пусть жизнь короткая проносится и тает.
На веки вечные мы все теперь в обнимку
на фоне Пушкина!
И птичка вылетает..."
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!