С центральной аллеи уже исчезли памятники 1930–1940-х годов, на их месте есть могилы 60-70-80, а то и 2000-х годов
Возможно, идея прогулки по кладбищу покажется многим странным и даже пугающим делом. Но это смотря, где вы будете гулять. Если в Париже заглянете на Сент-Женевьев-де-Буа, чтобы положить цветы на могилу Ивана БУНИНА или будучи в Вене отправитесь на кладбище Святого Марка чтобы почтить память МОЦАРТА, вас поймут и даже где-то позавидуют. Да и сами кладбища проектировались как сады и парки – с расчетом, что там будут бродить, размышлять о былом, а то и назначать свидания…
Однако, если вы скажете, что гуляли в воскресенье по Центральному кладбищу города Алматы, окружающие как минимум удивятся такой вашей прогулке. И спросят: "Ну и что там делать?"
Как что? Кладбище – это место, где нашли последний приют многие известные казахстанские личности: яркие представители искусства, герои, писатели, известные преподаватели, ученые. Этих людей уже давно нет, но мы вспоминаем их дела и творения, а значит они обретают вторую жизнь в нашей памяти.
Поняв это, я стала ходить на кладбище не только к близким и родным, там упокоенным, но и к другим людям, с которыми я лично вовсе не была знакома, но которые много сделали для города, страны, а то и мира. Чтобы просто постоять рядом с могилой, подумать о делах и подвигах этого человека. Первый мой вот такой "поход" на кладбище, поиск могилы известного архитектора Верного и Алма-Аты Андрея Зенкова и мои эмоции, с этим связанные, я как-то описывала, можно посмотреть вот здесь.
Кстати, поиски могилы Зенкова у меня случаются каждый раз, когда я прихожу на его могилу. Почему-то не сразу я нахожу его могилу, ищу долго, вглядываясь в имена на памятниках, пытаясь разглядеть в густой траве знакомую могильную плиту.
И зачастую "по пути" нахожу могилы других важных для меня и для города людей. Несколько месяцев назад вот так, почти случайно, нашлась (для меня, так-то ее никто не терял) могила Николая Владимировича ЦИВЧИНСКОГО – известного казахстанского художника монументального и декоративно-прикладного искусства.
Помните, это он в соавторстве с Молдахметом КЕНБАЕВЫМ создали мозаики на гостинице "Алма-Ата" и "Девушку с сережкой" на фасаде магазина "Казахстан"? Ту самую, которую чуть было не угробили во время ремонта здания…
Как-то весной, увидев, как я брожу вдоль аллеи и между деревьев в поисках могилы, вызвался мне помочь сотрудник кладбища, простой и добрый человек. Я его там постоянно вижу, и мы уже здороваемся как старые знакомые. Фамилия "Зенков" ему ничего не говорила, но я добавила: "Это известный человек". И тогда он мне показал аккуратное каменное надгробие: "Его часто ищут". Сразу было ясно, что это не могила архитектора, но мне было любопытно, почему "часто ищут" и я пошла посмотреть. На надгробии было написано: "Архимандрит Павлин Ал(ександро)-Нев(ская) лавра скончался 30 сентября 1936 года на 65 году". Могила ухоженная, много цветов, иконок. Видно, что могилу посещает много людей.
Уже дома посмотрела в интернете, кто такой архимандрит Павлин.
Информации немного, но уж что есть… Это архимандрит ПАВЛИН (КОЧЕТОВ Павел (Павлин) Васильевич) - 1871 года рождения, уроженец села Карпели, Моршанского уезда, Тамбовской губернии.
Монах. Служил в Ленинграде в Александро-Невской лавре. 17 февраля 1932 года его арестовали. Осужден он был выездной сессией Коллегии ОГПУ 22 марта 1932 года. Обвинялся в том, что он "участник Ленинградского филиала контрреволюционной церковно-монархической организации" по статье 58–10,58–11 УК РСФСР.
Приговор: 3 года высылки в Казахстан.
Собственно, это все, что я нашла. Остальное домыслила. Высылали его в Алма-Ату на три года, то есть до 1935 года, а умер он 30 сентября 1936. Похоже, ссылку продлили…
И еще нашла такой факт: "Реабилитирован прокуратурой г. Ленинграда 14 июля 1989 года".
Вот такая удивительная история.
А пару недель назад, когда я опять не могла сориентироваться в кладбищенском пространстве, меня к могиле "известного архитектора" отвел старенький еврей – там напротив еврейское кладбище, вот я и спросила у него, а не знает ли он где тут могила известного архитектора Зенкова… Он повел меня в другую сторону от центральной аллеи и привел к могиле Владимира Зеликовича КАЦЕВА (вдруг кто не знает – это архитектор "Медео", цирка и многих других городских зданий). Я была даже рада, что он меня отвел к этой могиле. Потому что знакома была с Владимиром Зеликовичем, а на похороны не удалось попасть – далеко я была от Алматы…
Найти могилу в этой части кладбища совершенно невозможно сделать без помощи знающего человека, так там все плотно и хаотично заставлено могилками. Моим проводником по алматинским погостам стал некрополист Георгий Алексеевич АФОНИН (на снимке), за что я ему бесконечно благодарна.
И он же помог понять очевидную для большинства грамотных и культурных людей вещь: кладбище – это исторический памятник, некрополь, и его надо охранять. Не все кладбища, конечно, являются некрополями, а та их часть, где находятся исторические захоронения и памятники истории, скульптуры и архитектуры, представляющие национальный фонд культурного наследия.
То есть существует реальный исторический или художественный интерес к таким могилам и, следовательно, они должны быть официально учтены, занесены в некий список памятников и охраняться государством. Что во многих странах успешно делается.
Есть такая мемориально-историческая зона и на Центральном кладбище Алматы. Формировалась она примерно в 50-70-е годы прошлого века… И, похоже, формировалась на месте захоронений старых, более раннего периода. И подтверждения тому есть. Георгий Алексеевич рассказал, что согласно архивным документам уже к 1939 году вся историческая территория Центрального алматинского кладбища была занята. Но захоронения же продолжаются до сих пор. Каким образом? Вероятнее всего, путем сноса существующих захоронений. С центральной аллеи уже исчезли памятники 1930–1940-х годов, на их месте есть могилы 60-70-80, а то и 2000-х годов.
А вот немного в глубине, буквально в 20 метрах от центральной аллеи, можно встретить старые захоронения.
Могила того же Зенкова как раз там, чуть в стороне от центральной аллеи.
Тянется мемориальная зона вдоль центральной аллеи. На ней очень много интересных с художественной точки зрения памятников. Известных всей стране людей провожали в последний путь торжественно, и надгробия для их могил порой делали очень талантливые скульпторы. Надгробья Мухтару АУЭЗОВУ и Ахмету ЖУБАНОВУ создавал скульптор Евгений ВУЧЕТИЧ. Тот самый, что является атвором скульптур "Родина-мать" в Волгограде на Мамаевом кургане в Волгограде и "Воин-освободитель" в Трептов парке города Берлина.
Есть на кладбище надгробия авторства и других известных скульпторов – Павла ШОРОХОВА, Алексея АНТРОПОВА (московский скульптор, один из создателей памятника Юрию Долгорукому) – на могилах Каныша САТПАЕВА, Куляш БАЙСЕИТОВОЙ, Мукана ТУЛЕБАЕВА.
Настоящее произведение искусства – надгробный памятник Дине Нурпеисовой. К сожалению, я не нашла информации, кто же его создал. Кстати, к могиле домбристки подобраться совершенно невозможно – очень плотно установлены оградки, человеку, даже самому стройному там не протиснуться…
Но, конечно, ценность кладбища не только в уникальных памятниках над могилами, а в самих могилах великих людей.
Могилы Дважды героя Советского Союза Сергея Луганского, академика Сокольского, актера Калибека Куанышбаева…
Есть тут и могила геолога КАССИНА. Я о нем писала - выдающийся человек был – ему принадлежит множество геологических открытий на казахстанской земле, он был учителем, другом, соратником академика Сатпаева… Могилу его я не нашла, хотя искала. А Георгий Алексеевич рассказал жуткую историю: на могиле геолога лежал стилизованный саркофаг, а когда он провалился, ее "укрепили", залив бетоном…
Могила Алиби ДЖАНГИЛЬДИНА тоже утратила прежний облик: исчез памятник работы казахстанского скульптора Петра УСАЧЕВА, захоронение заброшено…
На нашем городском кладбище был похоронен и академик Александр ПОЛОСУХИН, который приехал в Казахстан из Свердловска. Во время войны он создал противошоковую жидкость, позволявшую спасать раненых бойцов от моментальной гибели в агонии. Место захоронения известного медика (о нем и других алматинских врачах немного вот тут) выглядит плачевно - портрет украли, землю захватили под новые могилы. Исчезла и могила народного артиста Казахской ССР, заслуженного деятеля искусств, основоположника художественного образования в Казахстане Абрама ЧЕРКАССКОГО – некрополист в один "прекрасный" момент обнаружил на месте могилы известного художника новое захоронение.
Грустно…
И никак не решается вопрос с надгробной плитой на могиле Зенкова. Как я уже писала, на могиле архитектора две могильные плиты. Плита из песчаника, которая была первоначально установлена, и плита из мрамора (установленная гораздо позже). Старая плита постепенно разрушается: на хрупкий песчаник влияют погодные условия. А тем временем эта плита имеет историческую важность, потому что, цитирую Георгия Афонина:
"1. Является подлинным образцом первых надгробий, установленных на центральном кладбище (я думаю, что эта стела была установлена в год смерти Зенкова – в 1936 году. А потому является одной из немногих сохранившихся к сегодняшнему дню.
2. Содержит определенные элементы символики – пятиконечную звезду, серп, молот, что свидетельствует о развитии светской мемориальной традиции в те годы, подчеркивает, что Зенков десять лет служил в советских органах архитектором.
3. Памятник выполнен необычно для того времени – большинство сохранившихся – это плиты из гранита с углубленным рельефом (гранит был доступнее и, а техника выбивания текста вглубь – проще для исполнения) песчаник еще не вырабатывался в серии, был редок, а потому более ценен, а надписи и элементы символики и окантовка по периметру выполнены техникой выступающего рельефа, что технически сложнее, работа кропотливее.
4. Положение памятника просто плачевное – по нему ходят, его разбивают люди, его разрушают атмосферные осадки - дождь и снег, его портит сырость земли. Часть текста и рельефа уже разрушено, так как он лежит горизонтально, а рассчитан на вертикально расположение.
Вывод: памятник нуждается в консервации, т.е. переносе его с места его нынешнего нахождения в закрытое помещение, где он будет недоступен действиям людей и воздействию атмосферных осадков".
Но где взять это самое закрытое помещение? Вопрошаю опять я. Что это может быть? Музей города? Да, Зенков был городским архитектором и много сил отдал строительству города. Музей архитектуры? Почему бы и нет. Зенков был архитектором. Может, помещение при церкви? Тоже хороший вариант – Вознесенский собор построен при непосредственном участии Андрея Павловича.
Но что-то надо придумать. И чем скорее, тем лучше. Помогите, алматинцы!
Фото: Ⓒ Ratel.kz / Евгения Морозова.