Почему цены на заправках только растут, и как 1 января страна едва не осталась без бензина
Давно подмечено, что Казахстан – это такая территория, где не работает большинство базовых экономических законов. Вопреки одному из них цены на бензин растут у нас не только когда нефть дорожает, но и когда она дешевеет. Иначе говоря, всегда.
Одна из причин такого парадокса – отсутствие реальной конкуренции на оптово-розничном рынке ГСМ. В тех странах, где сети АЗС вынуждены конкурировать друг с другом за потребителя, они улучшают сервис и снижают цены, доводя свою маржу до минимума.
Там, где рынок поделен между двумя-тремя игроками, они всегда могут договориться и разделить кошелек простого казахстанца между собой. Ну а государственные и контролирующие органы зачастую либо не препятствуют, либо способствуют тому, чтобы реальная конкуренция на этом рынке у нас не появилась.
1 января 2018 года большинство независимых мелких и средних продавцов бензина могли оказаться вне закона. Дело в том, что с нового года вступает в силу норма закона «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов», а также утвержденные приказом министра финансов 16 марта 2016 года Правила по оснащению резервуаров производственных объектов производителей нефтепродуктов, баз нефтепродуктов и автозаправочных станций (кроме автозаправочных станций передвижного типа) контрольными приборами учета (КПУ).
На первый взгляд, эти правила преследуют цель вполне благую: повысить прозрачность рынка ГСМ и полностью вывести его из «серой» зоны в белую – ведь через КПУ органы государственных доходов будут в режиме реального времени отслеживать, сколько бензина и дизтоплива продала та или иная заправка и нефтебаза. Хотя и сейчас получить такую информацию для фискалов – не проблема, разве что пост-фактум.
Ранее соответствующие приборы учета были установлены на всех трех нефтеперерабатывающих заводах страны, теперь их предписано поставить на нефтебазах и розничных АЗС. Средняя нефтебаза насчитывает около 50 резервуаров различной вместимости, при этом средняя стоимость «уровнемера» (одного из приборов системы КПУ) составляет 650 тысяч тенге, а другого – «расходомера» – более 10 миллионов тенге. Как говорят специалисты, чтобы исполнить требования закона, необходимо установить, как минимум, 3 расходомера на слив и 3 – на налив, а также 50 уровнемеров. К цене одного устройства надо приплюсовать расходы на материалы и установку.
Согласно расчетам, общая стоимость оснащения одной средней нефтебазы КПУ, с учетом затрат на монтаж и расходные материалы, составит около 120-130 миллионов тенге. Таких нефтебаз в стране – около 380. Хорошо, если это нефтебаза в областном центре или в крупном городе, которая приносит доход за счет оборота. Но около половины из них расположены в сельской местности, как и АЗС в отдаленных селах, куда не хотят идти крупные сети, типа «КазМунайГаза» и Sinooil.
Зачастую это единственная заправка в округе на 70-100 километров, и огромных доходов она не приносит, балансируя на грани рентабельности. Ей проще закрыться, чем устанавливать за свой счет приборы учета. Что останется сельчанам: ездить на заправку в областной центр?
Поставить за свой счет КПУ – это полдела. Дополнительным бременем на розничных торговцев лягут ежемесячные платежи за передачу данных в режиме реального времени в государственное АО «НИТ». К примеру, в не самой крупной сети «Аурика» суммарная оплата за передачу данных составит 2,5 миллиона тенге ежемесячно. Неплохой бизнес для государственных коммерсантов!
Руководители Казахстанской топливной ассоциации, Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» неоднократно писали премьер-министру, обращая его внимание на непроработанность закона, и вот уже под конец года Министерство финансов приняло решение отсрочить установку КПУ на нефтебазах в Алматы, Астане, областных и районных центрах – до 1 января 2019 года, а на остальных АЗС – до 1 января 2021 года.
Но если в правительстве здравый смысл возобладал, то этого не скажешь о крупных оптовиках-монополистах, распределяющих нефтепродукты с трех казахстанских АЗС.
Летом 2017 года в антимонопольный департамент по г. Алматы обратилась группа предпринимателей из Южно-Казахстанской области. Все они весной пытались получить из ТОО «Petrosun», являющегося фактическим монополистом по распределению продукции Шымкентского НПЗ, объемы бензина и дизтоплива для дальнейшей реализации на своих АЗС.
Объемы небольшие: по 50, 200, 240, 400 тонн, ведь эти заправки как раз и расположены в сельской местности, где АЗС под аффилированным с «Petrosun» брендом Sinooil днем с огнем не сыщешь. Однако все эти десятки индивидуальных предпринимателей получили ответы, заготовленные заранее типографским способом, куда от руки были вписаны лишь фамилии и названия ТОО-шек просителей.
Стандартный ответ гласил: «ввиду отсутствия на данное время свободных для реализации ресурсов удовлетворить ваш запрос не представляется возможным».
Однако проведенная антимонопольным ведомством проверка выявила, что когда заместитель генерального директора по коммерции ТОО «Petrosun» С. КАЛЫБАЕВ недрогнувшей рукой подписывал десятки отказных писем, резервуары на Шымкентской нефтебазе были заполнены и бензином, и дизтопливом, и «Petrosun» спокойно отгружало необходимые объемы другим потребителям, более милым их сердцу.
А предпринимателям, получившим отказ, не оставалось ничего иного, как идти на поклон к этим, более удачливым бизнесменам, и покупать необходимые объемы у них, уже с их накруткой. Понятно, что за все в итоге заплатил простой сельчанин, приехавший заправить своего «железного коня» на АЗС.
23 августа 2017 года департамент комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей по г. Алматы направил в адрес ТОО «Petrosun» уведомление, в котором потребовал прекратить практику отказа в реализации нефтепродуктов в случае наличия свободных объемов и предупредил о возможности антимонопольного расследования, если подобные действия повторятся.
Зная, какие люди стоят за «Petrosun», наивно думать, что топ-менеджеры компании испугались и взяли под козырек. Мелкие розничные реализаторы Южного Казахстана так и не могут получить необходимые объемы бензина и дизтоплива, в ноябре все они вновь получили отказные письма, что и заставило их вновь обратиться в антимонопольное ведомство за защитой своих прав.
Интерес крупных оптовиков понятен – выход на рынок десятков и сотен мелких и средних коммерсантов разрушит их монополию, позволяющую безбоязненно диктовать потребителю свои цены, и уберет с рынка посредников, каждый из которых ловит свою маржу.
А потому им так жизненно важно руководствоваться принципом, который взял на вооружение еще незабвенный Полиграф Полиграфович Шариков из «Собачьего сердца», истово боровшийся с котами: «Уж мы их душили, душили, душили, душили…». Посмотрим, что скажет на это антимонопольное ведомство.
Ratel.kz держит ситуацию на контроле.
Фото: Ак Жайык.