Финансовые следы ведут сначала в Алматы, а потом в Москву
Ratel.kz выяснил, что собой представляет консорциум «Kazakhstan tram consortium Ltd», который получил доступ к павлодарскому тендеру стоимостью 2,7 миллиардов тенге. За громким названием помимо реального подрядчика скрываются две малоизвестные компании, которые «взяли» ровно 10 процентов от этого заказа.
Но обо всем по порядку.
Как делили апельсин
Напомним, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) предоставил кредит Трамвайному управлению города Павлодара почти на два миллиарда тенге. Плюс из республиканского бюджета было выделено 742,5 миллиона тенге (невозвратные субсидии – Д. М.).
Эти деньги год назад разыграли на тендере на поставку новых трамваев.
Жирный лот отдали «Kazakhstan tram consortium Ltd».
Об этой компании было известно крайне мало. Некие казахстанские «бизнесмены» объединились с реальным белорусским производителем трамваев «БЕЛКОММУНМАШ», создали консорциум и выиграли, чудесным образом обставив россиян и китайцев.
До 19 декабря этого года загадочный консорциум должен был поставить в Павлодар 23 новых трамвая. Но срок поставок сорван. Вместо 23 вагонов в город прибыло два…
На фоне дурных новостей Ян МАРИНА, председатель правления национальной компании СПК «Павлодар», которая владеет трамвайным управлением, назвал всех членов консорциума.
- Там две организации - "Софтлайн Сервисез" и «АЗ Коммерц». Они входят в консорциум с белорусским заводом «БЕЛКОММУНМАШ». Мы много про них не знаем. Узнали впервые, когда они приехали от лица консорциума на наш конкурс. Насколько мы знаем, они не старые компании с небогатой историей, - сказал Ян Марина в интервью корреспонденту Ratel.kz.
Также он рассказал, что доли в «Kazakhstan tram consortium Ltd» распределены следующим образом: 90% за «БЕЛКОММУНМАШ», 5% - "Софтлайн Сервисез" и 5% - «АЗ Коммерц».
Мы решили уточнить, что собой представляют эти две компании.
ТОО «АЗ Коммерц» зарегистрировано в Алматы, учредителем является Фарад АМРАЕВ. У фирмы даже есть свой сайт, где говорится, что «АЗ Коммерц» является официальным дилером «БЕЛКОММУНМАШ» в Казахстане.
И если тут понятна связь между частным лицом и поставкой компании, то в случае с "Софтлайн Сервисез" возникает много вопросов. Поскольку это товарищество зарегистрировано на ЗАО "СОФТЛАЙН ИНТЕРНЕЙШНЛ". А получить данные на владельца в казахстанских базах данных не предоставляется возможным, поскольку «субъект является нерезидентом РК». То есть компания зарегистрирована за пределами страны.
Зато некоторые данные на ЗАО «СОФТЛАЙН ИНТЕРНЕЙШНЛ» есть в реестре юридических лиц РФ. Оказывается, компания была создано еще в 2002 году в Москве с уставным капиталом в 320 тысяч рублей. И основной вид деятельности указан как… оптовая торговля радио-, теле- и видеоаппаратурой и аппаратурой для цифровых видеодисков. Про трамваи, да и вообще про общественный транспорт, в юридической истории «СОФТЛАЙН ИНТЕРНЕЙШНЛ» нет ни слова.
Тем не менее, в совокупности компаньоны «БЕЛКОММУНМАШ» имеют 10% от крупнейшей сделки, что была заключена в Павлодаре за последние годы. И что примечательно, теперь, когда начались проблемы с поставками трамваев, представителей «Софтлайн Сервисез» и «АЗ Коммерц» в переговорном процессе не видно и не слышно.
Россияне кинули белорусов, а белорусы - павлодарцев
По договору «БЕЛКОММУНМАШ» должен был открыть поставку трамваев в Павлодар 15 октября этого года и до 19 декабря выполнить заказа в полном объеме.
Но все, что смогли сделать белорусы, так это собрать два вагона из 23-х. И совершенно точно остальные вагоны до конца года в Казахстан не придут. К слову, о том, что такие проблемы возможны, Ratel.kz сообщил задолго до официального подтверждения.
- Мы туда уже неоднократно ездили в командировку (в Минск – Д. М.). Основная проблема, почему сейчас задержка происходит, – это отсутствие тягловых двигателей, которых на каждый вагон ставится четыре штуки. Мы эту проблему, так скажем, изучали. Российская Федерация во всех городах, где у нее проходит чемпионат мира по футболу, заказала разное количество трамваев, больше всех Москва – 300 штук. Если не ошибаюсь, заказы сделали еще из Казани, Волгограда и Калининграда. Короче, общий объем трамваев, который Российская Федерация должна до начала чемпионата получить, составляет около 500 штук. А завод, который эти двигатели производит, по сути, один – это Псковский электромоторный завод. К сожалению, у белорусов, как они нам рассказывают, договор с этим заводом был раньше и, несмотря на то, что по договору с этим заводом все двигатели они должны были получить в наши сроки, но россияне свои заказы комплектуют быстрее, чем заказы белорусов. Отсюда все вытекающие проблемы со сроком поставок, - пояснил Ян Марина.
Несмотря на то что у белорусов есть в Казахстане партнёры, имеющие долю в сделке, все возникшие проблемы руководство «БЕЛКОММУНМАШ» пытается решить самостоятельно.
Гендиректор подрядного завода Владимир КОРОЛЬ написал письмо на имя акима Павлодарской области Булата БАКАУОВА, где просит отсрочку по выполнению заказа.
Поскольку праздновать срыв поставки вагонов было неуместно, аким Павлодарской области Булат Бакауов (на снимке справа) решил тихо проехаться на новом вагоне.
- На сегодняшний день от завода мы получили письмо с просьбой рассмотреть возможность согласовать график: по одному трамваю в неделю, и последний трамвай мы получаем аж в конце марта. На сегодняшний день мы такое согласие им не даем, и требуем, и настаиваем на исполнении контракта в ранее говоренные сроки. В любом случае в пятницу (15 декабря – Д. М.) мы их пригласили, должен приехать их главный конструктор и начальник отдела маркетинга, будем обсуждать, - добавил Ян Марина.
Трамваев нет, но вы платите
Пока белорусы пытаются выторговать время, из бюджета Павлодара уже начали погашать долг трамвайного управления перед ЕБРР.
Под занавес года на сессии маслихата утвердили первый транш в 129 миллионов тенге. Это помимо 100 миллионов тенге, которые трамвайное управление уже получило в качестве субсидий за убыточные маршруты.
А в следующем году казна выделит до 500 миллионов тенге помощи для погашения кредита.
Фото: pavlodarnews.kz.