Геннадий Бендицкий. Избранное. Вагончик тронется – откат останется

4878 просмотров
0
Геннадий БЕНДИЦКИЙ
Суббота, 16 Дек 2017, 19:30

Ratel.kz предлагает ретроспективу лучших материалов Геннадия Бендицкого, опубликованных в разные годы в газете «Время»

Наш коллега ушел из жизни 3 декабря, в день своего 47-летия. С 1999-го по 2012 год Геннадий БЕНДИЦКИЙ работал в республиканском издании «Время».

За этот период, довольно большой в масштабах отдельно взятой журналистской карьеры, и скромный с точки зрения вечности и человеческой памяти, Геннадий успел сделать много важного и полезного для людей и страны в целом.

Редакция сайта Ratel.kz подготовила часть острых и ярких публикаций, которые в бытность его корреспондентом газеты «Время» получили большой общественный резонанс.

***

Читайте также
Геннадий Бендицкий. Избранное. Глаза стыдятся - руки делают

Газета "Время", 15 марта 2007 года.

Иголку легче всего спрятать в стогу сена. А этот с виду странный, укутанный в плотный синий полиэтилен железнодорожный эшелон спрятали на кладбище подвижного состава.

Недалеко от Алматы есть совсем крохотная станция Аксенгир. Там, в неприметном тупике, и поставили этот эшелон.

В конце 2005 – начале 2006 год в национальной компании «Казахстан темир жолы» решили, что пришло наконец время обновить пассажирский вагонный парк страны.

В то время, напомню, казахстанская железная дорога была ареной противоборства двух ее могущественных руководителей – президента компании Ерлана АТАМКУЛОВА и небезызвестного генерала от госбезопасности Кайрата САТЫБАЛДЫ, на непродолжительное время назначенного первому в замы. Руководители соревновались друг с другом в том, кто нанесет стране больше пользы. Отличились оба.

История с контрактом по покупке новых пассажирских вагонов говорит сама за себя…

Почему казахстанские железнодорожники остановились именно на продукции китайского завода и кто именно продвигал этот контракт – Атамкулов или кто-то покруче, - сегодня, конечно, большой вопрос. Но то, что сделка ценой в десятки миллионов долларов не могла пройти без ведома и участия первых руководителей казахстанской железной дороги, - абсолютно ясно. Так же, как ясно было, что под китайские вагоны нужно перестраивать всю систему наших железных дорог и инфраструктуру.

Возможно, что сыграла свою роль и цена: ведь один немецкий вагон стоит почти 1,5 миллиона долларов США, российский – 1 миллион, украинский – не менее 700-800 тысяч, а с китайским можно уложиться в полмиллиона долларов. За эти сравнительно небольшие деньги можно было рассчитывать на вполне приличное качество – современные кондиционеры, электрическое отопление, экологически чистые биотуалеты.

В общем, в начале 2006 года специально выделенная в структуре казахстанских железных дорог «Пассажирская лизинговая вагонная компания» направила в Китай на Таншанский завод техническую заявку с требованиями к закупаемым у них 152 пассажирским вагонам. Под намечавшийся контракт Таншанский завод взял в госбанке Китая кредит в размере 55 миллионов долларов и приступил к исполнению заказа.

Затем, ближе к лету, руководство «Казахстан темир жолы» вдруг привлекло к этой сделке АО «Астана-Финанс». Судя по всему, планируя потом брать у этой частной структуры вагоны в лизинг. Соответственно, контракт с китайцами о покупке вагонов подписывала «Астана-Финанс». Со своей стороны, китайский завод в качестве коммерческого посредника предложил частную компанию Xinjiang Biyhua Commercial & Trading LTD. Оказалось, что по китайским законам государственное предприятие не может напрямую работать на экспорт с частными фирмами…

Читайте также
Щедрые турецкие друзья Жансеита Туймебаева

Осенью того же года провели тендер, по итогам которого АО «Астана-Финанс» стало основным поставщиком вагонов. В Китай направили еще одну техническую заявку, в которой требования к закупаемым вагонам предъявлялись точно такие же, как и в первой.

Однако в средствах массовой информации появилась совсем другая информация: в ноябре 2006 года вице-министр транспорта и коммуникаций РК Женис КАСЫМБЕК заявил, что победителем тендера на поставку нацкомпании «Казахстан темир жолы» 152 пассажирских вагонов стал сам Таншанский завод.

Сумма контракта, по его словам, должна была составить около 60 миллионов долларов. При этом вице-министр делал акцент на том, что выбор сделан после большой маркетинговой работы, которая показала, что китайские вагоны по критериям цены и качества являются вполне современными и комфортабельными…

К зиме 2006 года в Китай пошли первые проплаты. «Астана-Финанс» перевела заводу 50 процентов обещанной суммы. А два первых эшелона новеньких вагонов, упакованных в синий полиэтилен, пересекли границу и приехали в Алматы.

Но торжества с перерезанием красной ленточки и шампанским не было. Оказалось, что эти вагоны выпускать на казахстанские железные дороги просто нельзя. Нет, китайцы сделали все, как обещали: и кондиционеры, и электроподогрев, и биотуалеты.

Другое дело, что при совершении сделки казахстанская сторона умудрилась нарушить и проигнорировать все имевшиеся отраслевые стандарты, технические требования и правила.

Например, никому не пришло даже в голову, что надо сначала посмотреть, как китайские вагоны будут вести себя в условиях наших железных дорог, провести их сертификацию и испытания, привлечь имеющихся у нас в стране специалистов и только после этого идти на многомиллионную сделку. Про все это забыли.

И только когда всю заказанную партию из 152 вагонов в Китае изготовили, первые 38 из них уже пришли в Казахстан, а остальные были на подходе, вдруг выяснилось, что их использование у нас опасно для жизни пассажиров. Дело в том, что тормозной путь у заказанных в Китае вагонов на 20-25 процентов больше, чем допускается принятыми в Казахстане стандартами. А это при скорости 100 км/ч – 200-250 метров и может привести к катастрофе. Китайцы, конечно, могли изготовить и другие тормоза, но ведь заказчик этого не обговаривал, остановившись на типовом варианте вагона.

Читайте также
Талгат Мусабаев: Только казахи, выпив водки, дают бата

Казахстанская сторона не рассчитала и другие важные моменты. В том числе и политические. Наши почему-то не учли, что Россия, через которую идет основная часть пассажирских перевозок Казахстана, будет против использования на своих железных дорогах вагонов чужого производства, да еще и не соответствующих российским требованиям. Значит, эти вагоны можно будет использовать лишь на дотационных внутренних маршрутах.

В результате сделка не завершена, проплаты в Китай за уже выполненный контракт приостановлены. Принимать у «Астана-Финанс» 38 вагонов, уже прибывших в Казахстан, компания «Казахстан темир жолы» отказалась. Вот их и загнали в дальний тупик. Для оставшихся 114 вагонов закрыли границу. Уже есть первые кадровые жертвы – скажем, снят с должности директор управления пассажирскими перевозками Минтранскома Марат ИСАТАЕВ.

Поплатился своим рабочим местом и директор Таншанского завода, который приступил к исполнению заказа, не дождавшись из Казахстана полной предоплаты. Но поговаривают, что на этот необдуманный шаг его подвигли гарантии одного очень влиятельного казахстанца, не последнего человека на нашем властном Олимпе…

Что ни день, в нацкомпании «КТЖ» проходят совместные совещания, на которых участники этой сделки предъявляют друг другу претензии. Китайская компания Xinjiang Biyhua Commercial & Trading LTD, выступившая в сделке посредником, уже прислала подчеркнуто вежливое письмо, где предлагает «Астана-Финанс» оплатить счет во избежание международного судебного иска. «Астана-Финанс» рисует такие же нерадостные перспективы для КТЖ.

В общем, узел конфликта с каждым днем затягивается все сильнее.

Читайте также
Геннадий Бендицкий. Избранное. Семейный подряд министра Токаева

А по бумагам, которые попали к нам, можно предположить, что сделка по покупке вагонов изначально задумывалась как хитрая финансовая афера. Судя по всему, определенные заинтересованные лица, круг которых компетентным органам при желании нетрудно вычислить, собирались поиметь весьма крупный куш на этой сделке. И вполне возможно, успели его поиметь, пока не разразился скандал…

Изначально теневая арифметика этой финансовой операции была банальна, как детская игра в паровозик. Наши чиновники утверждали, что в среднем каждый китайский вагон обошелся казне в 433 755 долларов. В сумме же весь контракт тянул на 65 миллионов 930 тысяч 748 долларов.

Но китайская сторона оперирует совсем другими цифрами. По их данным, стоимость каждого вагона была на порядок ниже – 336 184 долларов. При этом цена всей партии составила 51 миллион 099 тысяч 976 долларов.

Получается, что у тех, кто стоял за этой сделкой, на кону было без малого 15 миллионов долларов США. В горячей погоне за этим «наваром» принесли в жертву технические особенности железнодорожной отрасли. Доверие прежних партнеров в России и на Украине. Безопасность пассажиров. Финансовые интересы государства.

А теперь, если нарвемся на судебный иск китайцев, пострадает еще и международный имидж страны.

Фото: train-photo.ru.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




журналист
Жаңа адамдардың қандай өзгешелігі бар? Марстан келген бе? Әлде өзіміз сияқты ма?
Токаев будит гражданское общество налоговой дубиной
Новый Казахстан подкрался откуда не ждали и укусил Старый Казахстан за самое больное место
Где Лаврентьева встретила директора карагандинского филиала финансовой пирамиды Life is Good Тимура Кобелева
И как рассказала следствию про набитые долларами и евро сумки, которые тот отправлял в Санкт-Петербург
Странные игры казахстанских авиационных властей вокруг авиакатастрофы в Актау
Почему в предварительный отчёт не вошла расшифровка переговоров пилотов в кабине самолета?
На Карачаганаке недосчитались имущества на полмиллиарда тенге
Добровольно возместить эту сумму КПО отказался
Можно ли победить бюрократию
Дональду Трампу, если он хочет ослабить бюрократический аппарат, следовало бы заняться восстановлением уровня демократии в стране и общественной консолидацией
Две истории про Америку
Прежде чем реализовывать те или иные экономические или налоговые реформы, можно или даже нужно посмотреть на опыт США
Первое литературное произведение о казахах: имя автора удивит многих
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Ломать – не строить. Или строить – не ломать?
Этот вопрос всегда стоит перед теми, кто имеет дело со старым, но уже ветхим зданием
Карагандинская область 60 лет не отдаёт Павлодарской захваченные земли
Верховный суд вынес сенсационное постановление о возвращении 469 га земли из Карагандинской области в Павлодарскую, осталось еще 16,5 тыс. га
Душанбе-1990 - как начинаются большие войны
35 лет назад, в феврале 1990 года, в столице Таджикистана произошли массовые беспорядки, имевшие, в значительной мере, хотя не исключительно, межэтнический характер
"Самая красивая мошенница Актобе" снова попала в передрягу
Её обвиняют в том, что она обещала своей компаньонке тендер на пошив формы для казахстанских тюремщиков, а деньги на откаты присвоила себе
В Восточном Казахстане продолжаются качели со временем
Пока одни граждане ведут борьбу за возвращение старого часового пояса, другие стали приходить на работу на час раньше
В Шетском районе режим ЧС: жители остались без электричества
На месте работают полиция, прокуратура и акимат
В СКО в пожаре погибли пять человек
По данным ДЧС, в числе жертв – трое детей
В Талдыкоргане осуждена тренер по госзакупкам, обещавшая курсантам зарплаты до миллиона тенге
Жертвами горе-специалиста стали граждане со всего Казахстана
Чиновники покатают блогеров на "мерсах" и от души “погуляют” их по Алматы, потратив на это 50 млн бюджетных тенге
Размещаться лидеры общественного мнения будут в гостиницах 4 и 5 звёзд
Иностранец обещал молодым девушкам жениться на них, если они станут шахидками
“Невесты” заявили на него в компетентные органы
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.