Царство раздробленности

8911 просмотров
0
Марат АСИПОВ
Понедельник, 19 Окт 2015, 09:51

Как скоро Казахстан распадется на автономии?

Тридцать лет назад из затерянного в пустыни поселка Уланбель Мойынкумского района Джамбульской области можно было улететь на самолете в Джамбул. Да, это был «кукурузник» АН-2, в котором нещадно трясло. Он летел пару часов, делал несколько посадок по дороге, но это было все равно быстрее и безопаснее, чем на автомобиле. А уж из Джамбула можно было выбраться практически в любую точку Казахстана и даже СССР. Конечно, самолет из Уланбеля летал не каждый день, если мне не изменяет память, несколько раз в неделю можно было выбраться на большую землю по воздуху.

Спустя три десятилетия мы имеем 20 аэропортов, причем каждый второй – международный.

Но вы никогда не попадете в Талдыкорган из, например, Усть-Каменогорска, если только не полетите через Астану.

Если вам вдруг понадобится объехать западную часть Казахстана, то это будет очень непростая задача. До Костаная еще можно долететь из Алматы или Астаны, но из Павлодара – никогда. А чтобы из Костаная добраться в Актобе, придется ехать поездом целых 15 часов, далее в Уральск – еще 13 часов по железной дороге. В Атырау – пять часов на такси. Оттуда, правда, можно лететь в Актау, Алматы, Астану.

Выбраться из Балхаша, где был вполне приличный аэропорт, откуда можно было улететь в Аркалык, сегодня сложнее, чем когда-то из Уланбеля.

Все реформы в авиации, куча авиакомпаний, высокие статусы аэропортов никак не упростили логистику. Чтобы облететь страну, придется все время возвращаться либо в Алматы, либо в Астану – только два этих города поддерживают регулярное авиасообщение с другими областными центрами страны. За этими рейсами и охотятся авиаперевозчики, толкаясь и интригуя в столичных кабинетах. Авиасообщение между городами, судя по всему, мертвая тема.

Тут можно долго размышлять о парадоксах. Почему, к примеру, нет спроса на рейсы между Атырау с дорогими продуктами питания и Жабылской областью, богатой сельзхозпродукцией?

Тадыкорганцы могли бы что-то поставлять в Актау, где вообще ничего не растет.

Если в 80-х можно было утром вылететь из Алматы и до полуночи добраться до поселка Тургай, то сегодня алматинец несколько раз подумает: а не проще ли ему с комфортом слетать в Таиланд, что по времени и деньгам может оказаться и дешевле, и быстрее, чем почти сутки по плохой дороге трястись в автомобиле?

Потому что в наше время быстрее долететь из Шымкента в Шарджу, чем перекладными самолетами добираться в Атырау.

Это означает, что жители страны отдаляются друг от друга. Есть центр – Астана, где решаются все вопросы, но горизонтальные связи между регионами практически полностью разрушены. Малый и средний бизнес не будет тратить несколько суток на то, чтобы открывать для себя новые рынки и возможности в другой области.

Нет у меня уверенности, что широко рекламируемая авиакомпания Qazaq Air восполнит пробелы. Едва родившаяся компания уже окутана шлейфом скандалов, из-за огласки которых, возможно, и заблокировали наш сайт.

А раз нет сообщения между людьми – нет общности интересов. Жителю восточной части страны легче познакомиться с костанайцем где-нибудь в Алматы, чем встретить его на улице своего Усть-Каменогорска, куда тот может добраться только по совсем крайней надобности.

Патриотично настроенный житель Шымкента, случись что, просто не доберется до Петропавловска. Пока волонтер приедет для оказания помощи при стихийном бедствии или другому какому делу, уйдет драгоценное время и подмога может просто запоздать. Для родившихся в Усть-Каменогорске парня или девушки, жители Актау – люди с другой планеты, вся общность с которыми ограничивается лишь одной записью в паспорте.

Уже сегодня республиканские издания сократили до минимума свои тиражи в регионах. При низкой плотности населения, отсутствии горизонтальных связей теряются экономические, культурные, межнациональные и просто человеческие связи. Мы становимся не интересны друг другу, и на каком-то этапе возникнет вопрос, зачем, к примеру, атыраусцам, беспокоиться о жителях Павлодара, с которыми их вообще уже давно ничего не связывает?

Даже в маленьком Израиле все школьники, военнослужащие и студенты отправляются в экскурсии по стране.

А казахстанцам проще посетить Иерусалим, чем добраться до комплекса Бекет-ата, Бурабая и могил великих предков, разбросанных по всей стране. Мы теряем не только связи между собой, но и связь со своими корнями.

 

журналист
Америкаға бір ұшақпен біздің мұғалімдерді жібергенде Камала жеңетін еді дейді. Айтпайтындары жоқ.
Для борьбы с коррупционным ОПГ можно использовать ОГПО
Как заставить государственных служащих отвечать за свои дела
На соучредителя скандально известного в Караганде обменного пункта заведено уголовное дело за неисполнение решения суда
Такой метод показал эффективность даже на лучшем друге экс-министра финансов Зейнуллы Какимжанова
Нурлан Жумасултанов: Власти хотят заново расследовать причины авиакатастрофы 2019 года
Кому и зачем нужно переписать окончательный Отчет о расследовании обстоятельств аварии Fokker-100 авиакомпании "Бек Эйр"
Мёртвый Култук оказался мёртвым
Закрыт ещё один нефтеразведочный проект "КазМунайГаза" на Каспии
Почему наши программы развития плохо работают
Нет опоры на науку, мнимые цели и плохая реализация
Так ли нова "новая ракета" России
Возможно, наличие у России новых ракетных систем и заставило президента США Обаму и канцлера Германии Меркель занять по отношению к России откровенно "беззубую" позицию
Дащан: легендарный барымтач, пленивший Северцова и рассоривший двух царских генералов
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. Ноль как показатель безопасности
С начала года на дорогах Казахстана погибло более 300 человек
Қазақстан қалай бір жыл ішінде EV автомобильге екі есе ыңғайлы елге айналды
2023 жылдың 7 желтоқсанында құрылған Qazaq Energy Charge компаниясы бір жыл ішінде ірі қалалар мен халықаралық трассаларда жоғары жылдамдықты 200 электр зарядтау станцияларын ашты
Иран: как большая страна выживает в санкциях из-за идеологического конфликта
О внутренних процессах в стране и о том, как на них может повлиять Трамп
Профессора права, замначальника юридического института, поймали пьяным за рулём
Водительские права у него забрали, но за решётку он не попал. Суд поручил разобраться с ним коллегам по работе
Семейчанин так убедительно просил в долг, что оказался в колонии
Один из его кредиторов попал в больницу с переломом ребра
В "Самрук-Казына" считают внутристрановую ценность кофе-брейков
"Центр социального взаимодействия и коммуникаций", принадлежащий СК, следит за рабочими, проводит детские утренники и тимбилдинги за сотни миллионов тенге
В СКО состоялся показательный суд над злостным алиментщиком
Нерадивого папашу наказали лишением свободы
На митинг вышли мусорщики Талдыкоргана
В акимате города делают вид, что всё в порядке, и ссылаются на Экологический кодекс
"Не знала, что фальшивый документ": главарь ОПГ чёрных риелторов признала вину по одному из эпизодов
Не знала, а сделала - так объяснила она свои действия, в результате которых человек лишился квартиры
Шымкент тұрғыны түк істемей жалақы алудың жолын тапты
Инженер-геодезист жарты жыл бойы далаға шығып, геодеректер жинадым деген. Шын мәнінде ешқайда шықпай, түк істемей, тек жалақы алып отырған
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.