Почему мы всё время гоняемся за сахаром
Самые обсуждаемые темы последней недели, помимо геополитических, это, конечно же, сахар и посадки еще вчера всемогущих людей.
На мой взгляд, оба этих никак не связанных между собой события демонстрируют нашу общую неготовность быть самостоятельным народом и государством.
Давайте начнем с сахара. И ближе, и понятней.
Последние 25 лет проблем с дефицитом товаров не было в принципе. Мы как-то стали привыкать, что не нужно затариваться на зиму картошкой, луком, делать гигантские запасы солений-варений. Все стало намного проще – вышел из подъезда и взял на ближайший ужин всё, что нужно, ну, максимум на пару дней.
И вот только в СМИ появилась информация, что Россия прекращает экспорт сахара, казахстанцы бросились скупать этот продукт, на который еще месяц назад не обращали внимания – есть и есть, зачем хранить дома 10-20 кило? Цена сразу подпрыгнула.
Рыночная экономика тем и хороша, что частные предприниматели стремятся удовлетворить повышенный спрос, чувствуя в нем прибыль.
Для меня показателем преимуществ рыночной экономики был один очень наглядный пример. Много лет назад, после очередной девальвации, про один из крупных розничных банков распустили слух о его неминуемом банкротстве. Банкиры, спасая и репутацию, и бизнес, в считанные часы завезли в страну три тонны наличных долларов и утопили всю панику за пару дней.
То есть в Казахстане есть всё, чтобы погасить любой дефицит. Лишь бы правительство не пыталось рулить.
Но жаждущих купить сахар ни в чем не убедить. Более того, они готовы платить на 30 процентов больше, лишь бы обрести душевный покой. Причем платят больше именно те люди, у кого семейный бюджет и так кроится на живую нитку, сводя доходы и расходы с процентами по кредитам.
На мой взгляд, это происходит от недоверия и к согражданам, и к правительству, причем неизвестно, кому мы не верим больше. То есть, если я не урву лишний мешок сахара, который мне, в общем-то, не особенно и нужен, то это сделает сосед. Мы при этом можем ругать власть, охотно подхватывая версию искусственности дефицита, якобы устроенного злокозненным правительством, но и это не отменяет наш порыв превратить свой дом в сладкий склад.
Мы не верим, что люди проявят какую-то мудрость и сознательность и не будут раскачивать панику, мы сами бежим за злополучным сахаром, чтобы потом, сидя на мешках, гордиться собой, глядя, как пустеют полки, а потом переживать, что цены на сахар вернулись на прежний уровень, когда все успокоятся.
Вспомните, сколько стоили маски в начале пандемии.
Все это напоминает известный уголовный принцип, описанный писателем Варламом ШАЛАМОВЫМ, отсидевшим много лет в сталинских лагерях. Принцип гласит: "Умри ты сегодня, а я умру завтра".
То есть пусть у меня будет сахар сегодня любой ценой. А если кому-то не хватит, то это не мои проблемы. И пусть из-за ажиотажа цены взлетят, а полки опустеют. Каждый отдельный гражданин не чувствует своей ответственности за это, потому что его зона ответственности заканчивается в пределах его дома.
Ровно та же сахарная история раз за разом повторяется в среде так называемой казахстанской элиты.
Известная формула "Власть есть деньги" в Казахстане понимается ровно так, как и в любой авторитарной стране. То есть власть в руках совсем не повод для личной самореализации и воплощения своих идей по изменению жизни страны, а прекрасная возможно изменить жизнь для себя. Запросы, как правило, абсолютно сахарные, в том смысле, что дальше яхт и недвижимости и соревнования между собой, у кого больше, фантазия не распространяется.
И каждый, кто не воспользовался возможностью попилить тендер, захватить землю, освоить бюджет так, что нескольким поколениям придется платить по его счетам, считается глупым.
Вот думали они о том, что однажды всё изменится и их будут высаживать из личного самолета в наручниках? Что всплывут все старые дела, а если таковых не окажется по какой-то причине, созданная ими же система правосудия позволить посадить их просто так, по факту связей с бывшим президентом. Ведь они же тоже не думали, что кроме личных гарантий от одного человека, защита частной собственности и свободы нуждается в демократических принципах. Они же, наоборот, уничтожали все гражданские институты ради беспрепятственного достижения своих целей. То есть яхт и дворцов.
И ладно, если бы у нас такого никогда не было.
Как только какой-то чиновник попадал в опалу, в тюрьму шли его приближенные. Шутили даже, что в Дубае за несколько лет сошлись несколько волн казахских беглецов – сначала "рахатовские" после первой его опалы, потом "аблязовские" после посадки АБЛЯЗОВА, потом снова "рахатовские" после очередной опалы зятя президента, а потом снова "аблязовские" - после бегства банкира из страны.
Считается, что наличие "агашки" - это гарантия успеха в жизни. Молодые люди готовы ради агашек на все, потому что он обеспечивает им материальные блага, вседозволенность в каком-то ареале, вплоть до целой страны, и иммунитет от преследования за незаконные дела.
Думали ли простые казахстанцы, грабив магазины во время январских событий, что это плохо для них кончится? Наоборот, бежали наперегонки, чтобы успеть схватить модный гаджет бесплатно, пока его не забрал сосед.
И самое удивительное наблюдение.
Люди могут занимать одну из сторон в конфликте России и Украины. Но это абсолютно не мешает никому думать о том, как заработать на контрабанде.
По крайней мере, никто не осудил публично дискуссию о превращении Казахстана в серую зону для поставок санкционного товара в запретную зону. Спорят только о деталях.
Проблема страны в том, что мы все гоняемся за сахаром. Чтобы здесь и сейчас, а что будет потом, нас мало интересует.
Но от переедания сахара можно впасть в сахарную кому.
И чтобы не умереть сегодня, нужно думать даже не о завтра, а о том, что нам будет нужно через много лет – нормальная страна или призрачное благосостояние в отдельно взятой квартире, за бортом которой дерутся очереди за сахаром.
Коллаж: © Ratel.kz / Малик Кумарбеков.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!