Североказахстанских страховщиков на границе с Россией по-прежнему некому контролировать
* Выгода превыше закона
* Методом тыка
* Язык мой - враг мой
* У семи нянек дитя без глаза
* Контора есть, а полномочий - нет
* Будка на нефтепроводе
* Большая коммерческая тайна
Выгода превыше закона
С начала 2016 года страховые сборы с автомобилистов, въезжающих в Казахстан, почти уравнялись со стоимостью страховок для казахстанских водителей, въезжающих на территорию России.
Если раньше каждый временно въезжающий на территорию Казахстана россиянин платил за страховку на свой автомобиль минимальный сбор в 300 тенге, то сейчас он повысился до 7 тысяч тенге.
В результате страховой бизнес на границе заиграл новыми красками и стал куда как более выгодным делом.Между страховщиками «в законе» и их полулегальными коллегами на всех трех пунктах пропуска разгорелась настоящая конкурентная война.
Методом тыка
«Левые» страховые будки и вагончики стали расти, как грибы после дождя. Сейчас на трех пограничных постах области их размещено больше десятка.
Например, на границе с Тюменской областью России, прямо возле поста «Кызылжар», без всяких разрешительных документов и согласований давно функционирует весьма странный трейлер.
Законопослушные конкуренты уверяют, что его поставил один из начальников смен этого поста, и потому никаких проверок работающие в нем люди совершенно не боятся.
Похожий трейлер страховой компании «Номад-insurance» работаети на посту Карагуа на границе с Омской областью России. Установлен он на обочине, в метре от края асфальта.
Недавно это чуть не привело к трагедии, когда проезжавшее мимо авто чуть не сбило внезапно вышедшего из этого трейлера человека.
Перепуганный водитель позвонил вместный РОВД с заявлением об этом инциденте, однако его обращение почему-то не было зарегистрировано.
Говорят, что местные полицейские просто перестали фиксировать заявления о подобных случаях и стычках представителей конкурирующих компаний из-за их количества.
Язык мой - враг мой
Директор филиала страховой компании ««Номад-insurance» София НИКИШОВА по телефону заявила, что трейлер установлен на законных основаниях, а все заявления инспирированы злыми конкурентами:
- То, что наш вагончик стоит там неправильно, это недостоверная информация. Документы на землю все есть, просто они находятся не у нас в данный момент...
Мне кажется, это провокация со стороны конкурентов из других страховых компаний! Они постоянно пишут на нас во все инстанции. Документы на землю у нас есть, просто сейчас их нет, потому что я была в отпуске. Приходите к нам через три дня, и я вам все документы на землю предоставлю.
Как выяснилось, директор филиала Никишова абсолютно не владела ситуацией. И попросту не знала, как работают менеджеры ее филиала на границе.
Потому что вскоре после этого разговора мне позвонил владелец трейлера и опроверг слова своего руководителя.
Представившийся хозяином трейлера Серик ТЛЕУП заявил, что никаких документов на землю у него нет:
- На меня уже было много жалоб, но я сам юрист и у меня все по закону. От середины дороги я стою в 10 метрах, в метре от края расширительной полосы.
И никакие документы на землю, где установлен трейлер, мне не нужны! Потому что автомобильный трейлер - это транспортное средство и может стоять, не нарушая правил дорожного движения, где угодно!Где указано в законе, что нужны документы на землю для прицепа? Вот, например, в городе торгуют молоком с трейлеров, у них же никто документы на землю не требует?
У семи нянек дитя без глаза
В попытках выяснить, какая же из многочисленных проверяющих контор является контролирующей и регулирующей такую предпринимательскую деятельность организацией, пришлось обзвонить кучу учреждений.
Как выяснилось, пример с городской торговлей молоком из трейлеров оказался неудачным. Для этого торговцы вынуждены получать разрешение на выездную торговлю на определенный срок в городском отделе ЖКХ.
А как обстоит дело с приграничной торговлей полисами, мне в этом отделе никто пояснить не смог.
Посоветовали обратиться в областное управление предпринимательства и туризма.
Но и там никто ничего внятного по этому поводу не сказал.
Контора есть, а полномочий - нет?
В июне этого года журналисты обращались за разъяснением ситуации с «бродячими» страховыми трейлерами к заместителю директора областного филиала АО НК «КазАвтоЖол» Каирбаю САДВАКАСОВУ.
Но он развел руками и сослался на отсутствие властных рычагов:
- Мы никаких разрешительных документов не давали им. Никаких согласований, ничего не брали они. Они просто самовольно подъехали и установили трейлеры. У меня рычагов, как у уполномоченного органа или управляющего по дорогам, нет...
При этом один из менеджеров другой страховой компании рассказал, что при оформлении документов на свой «легальный» вагончик он изрядно хлебнул лиха.
По его словам, в АО НК «КазАвтоЖол» выдвинули кучу требований. И вагончик должен отстоять от середины дороги не менее чем в 20 метрах, и подсыпка под ним должна быть обязательно сделана.
При этом согласование на установку и подсыпку в АО НК «КазАвтоЖол» ему дали только после предъявления документов на аренду этого кусочка земли.
Будка на нефтепроводе
А будка страховой компании «НСК» на посту Карагуга как была установлена полгода назад в охранной зоне нефтепродуктопровода, на землях сельхозназначения, так и стоит по сию пору.
Никакие обращения легальных страховщиков в прокуратуру, транспортную прокуратуру, земельную инспекцию, департамент индустриального развития и промышленной безопасности, как и в местный филиал российской комапнии «Уралнефтепровод», успеха не принесли.
Большая коммерческая тайна
По мнению знакомых с тайнами страхового бизнеса людей, лень и головотяпство чиновников здесь совершенно ни при чем.
По словам директора местного филиала одной из страховых компаний, в удачный летний день одна точка на границе может продать полисов на миллион тенге. При этом агентское и бонусное вознаграждение их продавца составляет до 50 процентов от суммы.
И зарабатывая до полумиллиона тенге в день никаких штрафов и проверок можно попросту не бояться...