Пролет с залетом

8523 просмотров
0
Геннадий БЕНДИЦКИЙ
Понедельник, 25 Янв 2016, 13:12

Почему уволился заместитель председателя Комитета гражданской авиации

В Комитете гражданской авиации (КГА) Казахстана снова случился большой скандал. На днях в авральном порядке, но вполне добровольно уволился со своего поста заместитель председателя комитета Талгат КАСЕНОВ. И не было бы в этом ничего примечательного, если бы не одно обстоятельство – на этой должности он успел проработать всего-то пару-тройку месяцев.
Г-н Касенов стал зампредом в ноябре месяце прошлого года, а уже в первой декаде нового вдруг написал заявление по собственному желанию, собрал вещички и был таков! Справедливости ради надо заметить, что уволившийся чиновник был одним из немногих профессиональных авиаторов в этом ведомстве. В КГА работал с 2013 года на весьма ответственных должностях и не без основания считался доверенным человеком главы авиационного комитета Бекена СЕЙДАХМЕТОВА.
Спрашивается: что же вдруг произошло?
Наши источники в Комитете гражданской авиации напрямую связывают поспешное увольнение зампреда КГА Талгата Касенова с введением в Казахстане стандартов безопасности Международной ассоциации авиаперевозчиков IATA (International Air Transport Association). Стандарты эти называются IOSA (IATA Operational Safety Audit) и, как видно из названия, соответствие им проверяется в ходе аудита, проводимого той самой ассоциацией IATA. За всеми этими непонятными простому обывателю иностранными аббревиатурами скрывается обычный свод правил безопасности. Только в отличие от прежде применяемых в Казахстане правил другой международной структуры – Межгосударственной организации гражданской авиации ICAO(International Civil Aviation Organization), у которой стандарт включает порядка 600 пунктов требований к безопасности полетов, стандарт IATA состоит из 872 пунктов. Причем 80 процентов требований IATA дублируют требования ICAO. При этом надо понимать, что выполнение требований IATA ни для авиационных властей Казахстана, ни для казахстанских авиакомпаний обязательным не является, поскольку ассоциация, объединяющая авиаперевозчиков, носит сугубо коммерческий и неправительственный характер. А вот требования ICAO для совершения международных пассажирских перелетов являются обязательными, поскольку эта организация является межгосударственной, она создана под эгидой ООН, членом которой является и Казахстан. Как мы помним, казахстанские авиакомпании с 2009 года не могут пройти сертификацию ICAO, из-за чего находятся в черном списке Евросоюза и в большинстве своем (за исключением AIRASTANA) не могут летать в Европу. Но главная фишка заключается в том, что ICAO имеет претензии вовсе не к казахстанским авиакомпаниям, а к авиационным властям страны. Конкретно - к Комитету гражданской авиации, который из-за крайне низкого уровня своих специалистов просто не в состоянии организовать контроль над отечественными авиакомпаниями и гарантировать, что их деятельность соответствует нормам безопасности полетов над Европой. На этом фоне КГА Казахстана, принимая на себя дополнительно к нормам ICAO еще и более расширенные нормы IATA, выглядит как тот прыгун в высоту, который не сумев прыгнуть на два метра, задирает планку до пяти и делает вид, что ее-то он точно преодолеет!
А теперь давайте вернемся к основной теме – скоропостижному уходу из КГА Талгата Касенова. Будучи заместителем председателя комитета, он курировал как раз вопросы авиационной безопасности, летной годности судов, их технического обслуживания и эксплуатации, а также лицензирования персонала казахстанских авиакомпаний.
Так вот, по нашим данным, незадолго до того, как комитет объявил о введении помимо требований ICAO еще и норм IATA, Талгат Касенов вышел на руководство одной из частных авиакомпаний и за определенную сумму, выданную ему на руки в качестве безвозмездной помощи, пообещал общее покровительство со стороны руководства КГА. В авиакомпании пожали плечами, отслюнявили требуемые 10 тысяч долларов и передали их чиновнику. А саму передачу денег зафиксировали на видео, после чего обратились в спецслужбы. И надо же было такому случиться, что в это же самое время председатель комитета гражданской авиации Бекен Сейдахметов выступил с инициативой о введении дополнительных к правилам ICAO норм безопасности IATA, издав соответствующий приказ. Кому-то это понравилось, кто-то начал сопротивляться. Выяснилось, что в казахстанском законодательстве про соблюдение норм IATA не сказано ни слова и для начала надо внести соответствующие поправки в закон об использовании воздушного пространства РК и ряд подзаконных актов. А пока это не сделано, авиакомпании будут вынуждены проводить аудит на соответствие вовсе не обязательных норм безопасности иностранной коммерческой структуры за свой счет. Влетало это в очень немаленькие деньги! Больше и громче всех, как мы знаем, принялась возмущаться авиакомпания BEKAIR. Поднялся настолько большой шум, что председателю КГА Сейдахметову пришлось всех успокаивать: дескать, никто в угол отечественные авиакомпании загонять не собирается, приглашать иностранных аудиторов не станем, а будем готовить своих, и дорого это не обойдется…
Как нам теперь очень сильно сдается, именно у авиакомпании BEKAIR вымогались те самые 10 тысяч долларов. Боюсь проспорить, но что-то подсказывает, что именно ей пришлось заплатить эти деньги высокопоставленному чиновнику из КГА «за общее покровительство». Если ошибаюсь – готов перед всеми извиниться!..
Но, во всяком случае, буквально через несколько дней после этих шумных событий заместитель председателя Комитета гражданской авиации Талгат Касенов второпях покинул свою должность. А наши источники в органах прокуратуры немного приоткрыли завесу тайны над всем произошедшим. Оказывается, увольнению Касенова из КГА РК предшествовал его визит к председателю комитета Бекену Сейдахметову, а потом их совместная аудиенция у первого вице-министра по инвестициям и развитию Жениса КАСЫМБЕКА, курирующего авиационную отрасль. В это же время, по словам наших источников в прокуратуре, произошло еще одно важное событие – вторая встреча представителей той самой авиакомпании, что выплатила упомянутую круглую сумму в антикризисный фонд страждущему чиновничеству, и еще находившегося при должности зампреда КГА Талгата Касенова. На ней якобы состоялась обратная передача денег. Под каким соусом на этот раз 10 тысяч долларов меняли хозяина – нам неведомо. Возможно, все было оформлено как возврат долга. Возможно, как возврат гонорара за невыполненные обязательства. Более того, нам неизвестно, самостоятельно ли на свой страх и риск действовал высокопоставленный чиновник КГА РК или же исполнял поручение старших товарищей.
Да это и не так важно. Важна общая ситуация существующая сегодня в казахстанской гражданской авиации - в стратегической, на секундочку, отрасли. За что ни возьмутся деятели из авиационного комитета, что ни затеют – обязательно все закончится каким-нибудь скандалом. Будь-то расследование крушения самолета, создание по поручению президента народной авиакомпании, строительство нового международного аэропорта…
?> ?>
Журналист, фрилансер
Жай адам тұрмақ бас имам ішіп кеткен соң... түсінікті шығар, иә?
Как нам вылечиться от синдрома Назарбаева
От посадки экс-министра юстиции Марата Бекетаева вряд ли что изменится
Почему подчинённые акима Алматы Досаева так боятся вопросов Ratel.kz о земле в Наурызбайском районе
И скрывают от общественности суммы сделок по продаже земельных участков
Как школьники стали объектами травли
Почему власти не реагируют на сетевые призывы к расправе с учителями и школьниками Международной школы Алматы
Какая связь между арестами в Мангыстау и убийством 20-летней давности
Региональные элиты Мангыстау считают совершенно справедливым претендовать на часть доходов от добываемой здесь нефти
Преобразования Петра I: закованное развитие
Он не просто сдерживал развитие, а отбросил Россию далеко назад
Не суди по одёжке, или Секреты потёртых джинсов
О чём надо помнить в Америке
Неудобный Ионов: губернатор Семиречья, захвативший Памир и утерянный в Алма-Ате
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Исторический weekend. Где, где… В Караганде!
Неожиданная романтика шахтерского города
Айтенов: Я жену не бил, она дубасила меня и хлестала
Брат экс-акима Шымкента утверждает на суде, что пришел на выселение супруги с детьми из их дома, чтобы выполнить родительский долг
Конфискованный Bentley экс-вице-министра Токтабаева оказался никому не нужен
Его не стали брать на баланс силовики, желающих купить с торгов тоже не нашлось
Семья молодых супругов, которых задавил пьяный полицейский, не прощает его
Трагедия произошла в 100 метрах от фельдшерского пункта. Тела погибших лежали на обочине, пока их не нашёл случайный прохожий
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Что за дикари разрушают петроглифы ради щебня и цемента
Вмешаться должен уже сам президент
Казахская сказка о мальчике Бату стала хитом Amazon
Книга как отложенное оружие мира
Ратель. Лучшее за 2022 год. Аналитическая служба Ratel.kz
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.