Кто победит в информационно-пищевой войне - Burger King или McDonald's?
Социальные сети в Казнете потрясла околонаучная дискуссия, в высокой тональности именуемая «холиваром» (от holy war – священная война), а в низкой – «срачем» (непереводимо). Предмет ожесточенной зарубы – вхождение на казахстанский рынок блогоугодной глобальной сети фастфуда McDonald's.
Шквал комментариев вызывал каждый эпизод кампании по продвижению бренда: поездка блогеров в Москву, знакомство высоких гостей с работой закусочной, открытие в Астане первого ресторана макдаков и очередь туда, как на выставку Серова в Третьяковке. А раз много шума – значит, промоушн удался на славу.
Но не успело стихнуть первое бурление, как начался второй акт холестериновой драмы.
McDonald's пришел к нам не в чисто поле. Местный рынок быстрого общественного питания уже был понадкусан конкурентом. 22 апреля 2013-го в казахстанской столице распахнул двери первый Burger King. За без малого три года в семи городах страны открылись 26 ресторанов этой сети.
И тут у нее появляется грозный соперник. McDonald's планирует запустить в течение пяти лет 15 заведений. Причем, если судить по Астане и Алматы, для них будут построены отдельные здания (в южной столице – на месте снесенного кинотеатра «Алатау»). Тогда как точки Burger King располагаются по преимуществу на фудкортах крупных ТРЦ. И это обстоятельство может нивелировать преимущество раннего захода на рынок.
Понятно, что «бургеры» встревожились не на шутку. 1 марта в Алматы прошло заседание медиаклуба, посвященное результатам деятельности франшизы в Казахстане в 2015 году. Там было сказано (цитирую по сообщению Forbes.kz): «Burger King приветствует конкуренцию и считает, что появление нового игрока может дать хороший импульс для дальнейшего развития сервиса и инноваций в сегменте фастфуда в Казахстане».
Честная конкуренция началась по всем правилам дуэльного кодекса.
11 марта на сайте informburo.kz появилась статья, о содержании которой можно догадаться по интригующему заголовку – «Те, кто навязывает вам McDonald's, либо глупы, либо бессовестны». Подзаголовок усилил накал – «Через три года мы все увидим катастрофические последствия прихода в наш дом агрессивного слона».
На следующий день, 12 марта, на этом же ресурсе прогремел второй залп – «Самые резонансные скандалы с участием "Макдональдса"».
Ответный удар не заставил себя ждать: 15 марта на портале tengrinews была опубликована заметка «В бургере фастфуда в Алматы обнаружили слизняка», которую сопровождало маловысокоэстетичное видео. Брюхоного моллюска подавали, как нетрудно догадаться, в Burger King.
Теперь я с нетерпением ожидаю, что в продукции обеих сетей станут находить не только банальных червяков и тараканов, но и раритеты вроде гвоздей из теллурия, недостающих Кумранских свитков или платежек Нацфонда РК по трансфертам в республиканский бюджет. Ежегодный оборот рынка быстрого питания в РК, по данным Burger King, составляет $240-250 млн. Эта цифра должна подстегнуть фантазию искателей соринок в чужом глазу.
Битва бутербродов представляет не только спортивный интерес. Еще любопытнее она становится, когда узнаёшь, кто владельцы сетей.
Держателем эксклюзивной франшизы Burger King в Казахстане (а заодно и собственником портала informburo.kz) является группа Verny Capital; об этом сказано на ее корпоративном сайте. Президент и председатель совета директоров сети фастфуда - Ануар УТЕМУРАТОВ.
Франчайзи McDonald's в нашей стране – Кайрат БОРАНБАЕВ, по совместительству президент ФК «Кайрат» (Алматы). До 2014 года занимал пост гендиректора СП «КазРосГаз».
Словом, схватка «макдаков» и «бургеров» достигла эмпирей.
А зрителям-мясоедам остается надеяться, что в этой честной бескомпромиссной борьбе победят бешбармак и шужук.