Директор коммунального предприятия объяснил, почему кредит от ЕБРР региону не нужен
Тема многомиллиардного кредита для строительства полигона ТБО в Семее продолжает будоражить общественность. Исполняющий обязанности директора ГКП "Многоотраслевое эксплуатационное предприятие "Келешек" отдела жилищно-коммунального хозяйства и жилищной инспекции города Семей Максут НИГМЕТОВ не сдаёт свои позиции, несмотря на давление со всех сторон. В понедельник, 5 апреля, он объяснил, почему региону совершенно не нужны деньги Европейского банка реконструкции и развития, для того чтобы обустроить свалку. Также он рассказал, откуда под проектом строительства изначально появилась его подпись, повторять которую в нынешних реалиях он отказывается. Судя по излагаемым аргументам, он неплохо подготовился.
"Я изначально поддержал инициативу администрации ВКО по обращению в ЕБРР за финансированием данного проекта и не предполагал, что под благим предлогом решения насущных проблем города Семей будут решаться совершенно другие задачи. Во-первых, детально изучив условия займа ЕБРР в сумме 3,830 млрд тенге, у меня сложилось четкое понимание того, что такие условия неприемлемы для социального проекта, которым является проект по модернизации системы управления ТБО г. Семей. В соответствии с условиями кредитного договора с ЕБРР, размер вознаграждения по кредиту не фиксированный и рассчитывается как сумма стоимости привлечения средств самим ЕБРР плюс маржа в размере 4,25 % годовых. Из открытых источников в прессе известно, что ЕБРР в 2019 и в 2020 годах привлекал на KASE облигационные займы в тенге с выплатой купона (вознаграждения) в размере официального уровня инфляции плюс 1% годовых. Учитывая размер инфляции за 2020 год, который составил 7,5% в год, в нашем случае ставка по кредиту составила бы 12,75% годовых (7,5% + 1% + 4,25%). А если учитывать комиссии, которые мы должны были выплатить ЕБРР (разовая комиссия в размере 1,2% от суммы кредита, 0,6% годовых за готовность предоставить кредит и еще 25 000 USD комиссия за оценку), а также условия, что все платежи по кредиту должны за месяц до даты выплаты депонироваться на специальном счете ЕБРР, то эффективная процентная ставка по кредиту выросла бы выше уровня 14% годовых. При этом важно отметить, что ЕБРР по условиям договора имеет право в любой момент и по своему усмотрению увеличить размер вознаграждения по кредиту в случае "ухудшения рыночной конъюнктуры", и мы ничего бы не смогли возразить", - говорит он.
По данным государственного служащего, 14% годовых - это почти в 2,5 раза выше ставки, по которым финансируются проекты по государственным программам "Экономика простых вещей", "Нурлы жер", "Дорожная карта бизнеса", где ставка вознаграждения не превышает 6% годовых. Что касается оспариваемого акиматом размера тарифа за вывоз мусора в в ближайшие годы, то и здесь есть ответ.
"Что касается тарифа для населения, то, действительно, проект предусматривает рост данного тарифа с 254 тенге с человека в месяц в 2021 году до 618 тенге (в 2,4 раза) в 2025 году и далее до 823 тенге (в 3,2 раза) в 2033 году. Конечно, для кого-то рост тарифа для населения в 2,4 раза за 4 года покажется нормальным и не таким ужасающим, но я считаю, что и этот уровень повышения тарифа неприемлем! Но тут любой здравомыслящий человек спросит: как затраты растут в более чем 15 раз за 4 года, а тарифы для населения растут всего в 2,4 раза? На этот вопрос есть ответ в проекте, согласно которому акимат г. Семей и акимат ВКО обязуются субсидировать проект из местного бюджета всего на сумму 1,602 млрд тенге в течение 2021-2025 годов. Для этих целей должен был быть подписан специальный Договор о поддержке Проекта между Акиматом ВКО, акиматом г. Семей, КГП "Келешек" и ЕБРР, который я также отказался подписать. Почему? Потому что для таких денег можно найти более разумное применение, например, за 1,602 млрд тенге можно построить новую школу в г. Семей на 1500 учащихся "под ключ" со всем современным оборудованием, мебелью и компьютерами", - уверен Нигметов.
Опальный коммунальщик считает, что в конечном итоге после освоения выделенных ЕБРР средств акимат ВКО и акимат г. Семея благополучно забудут про свои обязательства по выделению субсидий, как это было с проектом "Semey Bus". Тогда был привлечен частный инвестор, приобретены новые, современные автобусы, введено электронное билетирование и был подписан такой же договор поддержки проекта со стороны областного и городского акиматов с обязательствами выделять субсидии на перевозки.
"Я уверен и ответственно заявляю, что для строительства нового полигона в г. Семей, соответствующего всем современным санитарным и техническим требованиям, с учетом рекультивации старого полигона, будет вполне достаточно указанных средств местного бюджета в размере 2,03 млрд тенге. Строить "дворец" для мусора в г. Семей нет никакой экономической необходимости. Это неэффективно с позиции надлежащего государственного управления и неоправданно с точки зрения социальной значимости иных важных проблем нашего города. У меня сложилось впечатление, что Проект и другие сопроводительные документы составлены, чтобы формально обосновать завышенную сумму займа и затрат на реализацию. Я не собираюсь далее вступать в полемику и считаю, что рассмотрение данного вопроса должно происходить с участием широкой общественности и компетентных лиц", - резюмирует он.
Свои аргументы и обоснование позиции и.о. директора ГКП "Многоотраслевое эксплуатационное предприятие "Келешек" отдела жилищно-коммунального хозяйства и жилищной инспекции города Семей отправил акиму Семея, руководителю управления ЖКХ ВКО и директору ЕБРР по Казахстану.
Фото: пресс-служба акима ВКО.