Засолкой нового моста через Иртыш стоимостью 54 млрд, как и прочих казахстанских дорог, занимается ТОО "Arai Ойл" из Тараза
Напомним, РГП "Национальный центр качества дорожных активов" обнаружил 78 дефектов на мостовом переходе через Иртыш "25 лет Независимости", сданном в эксплуатацию 14 декабря 2016 года. В пресс-службе возводившего мост холдинга BI Group объяснили большинство дефектов тем, что сооружение в зимний период для борьбы с гололедом засыпается песко-соляной смесью, которую использовать на бетоне противопоказано. В компании подчеркнули, что по инициативе заказчика проекта - АО "НК "КазАвтоЖол" гарантийные обязательства BI Group продлены до 2022 года. При этом называть сумму, в которую обойдется устранение 78 дефектов, в пресс-службе не стали.
Как сообщил Ratel.kz заместитель директора ПФ НК "КазАвтоЖол" Ермурат НУРХАНОВ, соль на мост сыпало ТОО "Казахавтодор" - государственное предприятие, обслуживающее 23,5 тысячи километров автодорог общего пользования по всему Казахстану.
В феврале прошлого года стопроцентная доля участия в ТОО была передана в доверительное управление на три года с правом последующего выкупа ТОО "Arai Ойл" из Тараза, занимающему "оптовой торговлей прочим топливом" и ставшему единственным участником торгов. Стоимость сделки составила 18 588 887 000 тенге при стартовой цене в 18 583 219 000 тенге. Между тем, согласно открытым данным, это ТОО, возглавляемое девушкой по имени Меруерт ЖАГАНОВА, в 2018 году заплатило 0 тенге налогов.
По условиям тендера, доверительный управляющий должен "обеспечить приобретение в течение срока доверительного управления не менее 300 единиц специализированной дорожно-эксплуатационной техники и автотранспорта и не менее 200 единиц оборудования, обеспечить поддержание в исправном состоянии не менее 90% от общего количества специализированной дорожно-эксплуатационной техники и автотранспорта, обеспечить оперативное устранение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на автомобильных дорогах в случае объявления местными исполнительными органами режима чрезвычайных ситуаций". Обеспечивать сохранность бетонного покрытия после устранения последствий гололеда доверительного управляющего не просили.
- В BI Group тоже - нашли причину, - посмеялся над соляной версией Ермурат Нурханов. - Ну да, по мере необходимости сыпали соль. Но не регулярно, только если было образование наледи. На бетон соль нельзя сыпать, потому что она его разъедает. А на мостовом переходе у нас не бетон, а щебеночно-мастичный асфальт, на него соль сыпать можно. Бетонные там только отводящие лотки. Заменить песко-соляную смесь нечем. Все доступные по цене рекламируемые реагенты сделаны на основе хлорида натрия - та же соль, только в жидком виде. Есть, конечно, реагенты без соли, но по заоблачным ценам. Сейчас мы BI Group продлили гарантийное обслуживание моста, и, если они не устранят дефекты, то не смогут забрать ту часть денег за строительство моста, которая, согласно договору, была заморожена на гарантийный период. И мы сможем снять эти деньги и нанять другого подрядчика".
Вот мне интересно, будем ли мы когда-нибудь ездить из Нур-Султана в Усть-Каменогорск со скоростью 140 километров в час по шикарному автобану с идеальным мостом через Иртыш, или он так и останется долгостроем, на котором не успеют открыть новый участок, как его тут же нужно закрывать на ремонт? Напомним, решение о реконструкции 900-километровой трассы, соединяющей столицу с Павлодаром и Усть-Каменогорском, частью которой является и мостовой переход "25 лет Независимости", было принято 23 января 2013 года. До конца 2016 года автотрасса Астана-Павлодар должна была стать платным автобаном категории 1А с цементно–бетонным покрытием, рассчитанным на 13 тонн веса на ось, с шириной проезжей части 15 метров, шестиметровой разделительной полосой, обочиной в два с половиной метра и разрешенной скоростью 140 километров в час.
Один из основных подрядчиков - иранская фирма "Дена Рахсаз Контракшн", выиграв тендер по реконструкции трех крупных участков дороги на 47,3 миллиарда тенге, два года вместо строительства занималась окончательным разрушением трассы, а казахстанские чиновники на это только беспомощно взирали и горестно вздыхали.
Затем на место иранцев пришло отечественное АО "К-Дорстрой". На бетонном полотне, положенном "К-Дорстрой", в районе села Пограничник в апреле прошлого года комиссия обнаружила сквозные трещины, бетон пришлось сдирать и заливать заново.
До этого года остался недостроенным мостовой переход в районе поселка Щидерты, который все в процессе.
Фото: Ⓒ Ratel.kz / Ольга Воронько