Закупку услуг по организации процедур выпуска облигаций делают из одного источника
В апреле Ratel.kz писал о том, что нынешний оператор LRT в столице - ТОО "City Transportation Systems", в 2021 году планирует начать работу по привлечению инвестиций на внешних рынках.
Общая сумма размещения должна составить не менее 1 млрд долларов одной или несколькими эмиссиями. При этом рассматриваются варианты размещения ценных бумаг и в других иностранных валютах, например, в евро, со сроками обращения в 5, 7 и 10 лет. Выпущены они будут под гарантии Республики Казахстан.
На услуги финансовых организаций по размещению ценных бумаг на внешних рынках планируется потратить из бюджета столицы сумму, эквивалентную 1,5 млн долларов (682,6 млн тенге). Оплата услуг по организации выпуска ценных бумаг будет осуществляться путем оплаты комиссии, которая не должна превышать 0,13%, и рассчитываемой в процентном соотношении от объема выпущенных и размещенных ценных бумаг.
Конкурс на закупку услуг по организации процедур выпуска облигаций ТОО "City Transportation Systems" на рынке ценных бумаг объявлялся несколько раз.
В конце мая он был вновь признан несостоявшимся. В конкурсе приняли участие две организации - АО "Sky Bridge Invest" и АО "Halyk Global Markets". АО "Halyk Global Markets" выставило цену за свои услуги в 537,3 млн тенге, что на 143,3 млн ниже заявленной организатором. АО "Sky Bridge Invest" предложило оказать услуги за 552,5 млн тенге, то есть на 128,1 млн меньше объявленной в конкурсе. Однако Sky Bridge Invest конкурсная комиссия признала не соответствующим квалификационным требованиям - в сведениях о квалификации потенциального поставщика прикреплен договор субаренды, а согласно правил осуществления государственных закупок, "не допускается представление электронной копии договора субаренды материальных ресурсов".
В понедельник вечером, 19 июля, на сайте госзакупок вновь появилось объявление от ТОО "City Transportation Systems". Но на этот раз с указанием на то, что закупка будет из одного источника. Приглашённым поставщиком значится АО "Halyk Global Markets".
Формально договор пока не заключён, но это скорее технические формальности работы сайта госзакупок. Закон позволяет ТОО "City Transportation Systems" это сделать.
Насколько успешным окажется размещение ценных бумаг на внешних рынках для завершения строительства LRT – вопрос крайне спорный. Согласно финансовым документам, государство вложило в строительство LRT уже 252 млрд тенге. При этом убытки предприятия составили в 2019 году 78 млрд, ещё 185 млрд тенге – долги перед кредиторами. По итогам 2020 года показатели ухудшились – убытки выросли до 105 млрд, а долги перед кредиторами - до 206 млрд. Единственное, чем можно заманить инвесторов при таких убытках – высокая процентная ставка до ценным бумагам. Разумеется, все эти проценты лягут тяжким бременем на карман казахстанского налогоплательщика.
Не будем забывать и о том, что в марте 2020 года Счётный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета опубликовал заключение по госаудиту финансово-хозяйственной деятельности ТОО "Астана LRT", в котором рекомендовал правительству и акимату Нур-Султана серьёзно рассмотреть вопрос целесообразности дальнейшей реализации проекта. В заключении особо обращалось внимание на неокупаемость проекта и значительные бюджетные расходы в случае, если будет решено продолжить его реализацию. Счётный комитет отметил невысокую вероятность массового использования LRT населением.
Между тем, в конце июня жители и гости Нур-Султана заметили оживление на линиях LRT, где китайские подрядчики начали монтаж железобетонных конструкций.
Для того, чтобы в этот раз всё прошло нормально, даже пригласили имама и принесли в жертву жирного чёрного барашка. Похоже, памятник казахстанской коррупции в столице достроят любой ценой.
А всего за месяц до этого, 28 мая, в Нур-Султане был оглашён приговор семи подсудимым, которых следствие признало виновными в хищениях при строительстве линий ЛРТ на сумму 5,8 млрд тенге. На скамье оказались: бывший начальник Управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог столицы Рашид АМАНЖОЛОВ, бывший депутат и секретарь маслихата Нур-Султана Жанат НУРПИИСОВ, экс-председатель правления АО "Astana Innovations" Талгат АШИМ, а также сотрудники предприятий Улугбек АЧИЛОВ, Тимур КАСАБАЕВ, Дулат МУСЕНОВ и Даурен АБДЫХАМИТОВ. Суд приговорил их к различным срокам лишения свободы – от 7 до 11 лет. При этом они должны в долевом порядке выплатить ТОО "City Transportation Systems" материальный ущерб в сумме 5,8 млрд тенге в рамках гражданского иска.
Ratel.kz будет следить за тем, насколько успешным окажется размещение ценных бумаг ТОО "City Transportation Systems" на внешних рынках.
Фото: Tengrinews.kz/Турар Казангапов, rus.azattyq.org.