В Казахстане появился новый вид «рэкета» – к санэпидемстанции, пожарной службе, налоговой и пр. присоединились общества по защите авторских прав
* Хотели по закону, а получилось как всегда
* «Наше дело - людей кормить, а не про музыку отчитываться!»
* Почему за одну песню надо платить всем авторским обществам?
* Когда обществ по защите авторских прав больше, чем самих авторов
Они не тратят время на уговоры-переговоры - сразу обращаются в суд. Предмет иска - музыка. То есть вы поняли: речь идет о судебном преследовании предпринимателей, которые в своем бизнесе так или иначе используют музыку. Рестораны, кафе, торговые центры, гостиницы, салоны красоты – во всех этих заведениях музыка идет «фоном» и, конечно же, влияет на настроение покупателей и клиентов.
Хотели по закону, а получилось как всегда
Поэтому эта деятельность подпадает под действие постановления правительства от 2004 года «О минимальных ставках авторского вознаграждения», которое скрупулезно определяет конкретные способы использования музыкальных произведений, за которые казахстанские авторы должны получать справедливое вознаграждение.
Казалось бы, преследуется благая цель. Но, к сожалению, и здесь действует привычное для нас правило: хотели как лучше, а получилось как всегда.
Авторские общества определены Законом от 1996 года «Об авторском праве и смежных правах» как организации, которые создают сами авторы или обладатели авторских и смежных прав. Их деятельность является и должна быть некоммерческой, и названным законом определено, что главной целью этих организаций является сбор вознаграждения за использование различных объектов авторского права.
Хотя, в основном, данные общества собирают деньги за использование музыки.
То есть любой владелец телеканала, радиостанции, ресторана, гостиницы, торгового центра и салона красоты, где звучит музыка, обязан отчислять определенный процент с общего оборота. Причем должна быть обязательно представлена отчётная ведомость (рапортичка), в которой должны быть перечислены все (!) использованные произведения за данный отчетный период.
Получив данную рапортичку, сотрудники авторского общества производят так называемую распаёвку между авторами этих произведений, на основании которой полученное вознаграждение распределяется авторам.
Само авторское общество, согласно закону, получает до 30% от собранного вознаграждения.
...Но – повторимся - так должно быть по закону.
«Наше дело - людей кормить, а не про музыку отчитываться!»
Что же происходит на самом деле?
Деятельность телеканалов и радиостанций напрямую связана с использованием музыки, и там, конечно же, есть возможность назначить сотрудников, ответственных за составление такой рапортички.
У ресторанов, кафе, торговых центров и салонов красоты основной вид деятельности – совсем другой. Но при этом – да, они используют музыку: из эфира радиостанций, телеканалов или вообще просто со случайных личных дисков или флеш-накопителей. И, конечно же, рапортичка не составляется.
Но ведь вознаграждение все равно перечисляется в авторские общества! Так как же оно тогда распределяется, если нет этой самой рапортички? Кому достаются эти деньги?
Сотрудники авторских обществ отвечают, что составление рапортички - обязанность пользователей, и они перед этими самыми пользователями отчитываться не обязаны (!).
В то время как по Закону при выплате вознаграждения любой автор или исполнитель имеет право потребовать отчёт, по которому бы они могли получить информацию, где и когда было использовано их произведение.
Однако до сих пор распределение, как и распаевка, производится не в автоматическом режиме с использованием специальных программ, а... вручную, то есть активно присутствует пресловутый человеческий фактор.
Отчеты у нас авторы не требуют, да и не разбираются они в них.
Авторы сами звонят в авторские общества и практически выпрашивают себе вознаграждения, поэтому какие тут отчеты? Выдали - и ладно.
При этом известно, что авторские общества и иже с ними на свои затраты по сбору этого самого вознаграждения тратят в среднем намного больше 50% (!). Причём это - официальная информация.
Возможно, и скорее всего, в отчетах Минюсту эти цифры занижаются, но мы-то знаем, что наши люди умеют рисовать и не такое.
Почему за одну песню надо платить всем авторским обществам?
А теперь – самое интересное.
По закону предприниматель обязан выплачивать вознаграждение за авторские и смежные права. Для этого он должен заключить контракт с одной организацией по каждой категории прав. Самое главное - эта организация должна иметь государственную аккредитацию.
Здесь надо отметить: в Казахстане такую аккредитацию имеют девять (!) организаций.
Как вы понимаете: предприниматель не должен заключать договора со всеми девятью организациями, которые имеют государственную аккредитацию.
По идее.
Что же происходит на деле?
Даже если вы заключили договор с одной организацией (обществом по защите авторских прав), к вам может прийти повестка в суд от… другой.
И эта другая совершенно не будет считаться с тем, что предприниматель может уже иметь договорные отношения с такой же аккредитованной организацией, и подаст в суд на предпринимателей.
Конкретный пример – компания «КОУПИС».
Причем сотрудники этой организации не опускаются до обычных в таких делах предложений о сотрудничестве или уведомлений о том, что данным заведением нарушаются авторские и смежные права. Якобы они оставляли такие предложения и уведомления охранникам или администраторам, однако на деле этих писем никто не видел.
Естественно, предприниматель вынужден обращаться к помощи адвокатов, услуги которых - не дешевое удовольствие. Стоит ли говорить о миллионных штрафах, которые требуют сотрудники этой организации?
И таких исков в последнее время несколько десятков!
Когда обществ по защите авторских прав больше, чем самих авторов
Причем в некоторых подобных организациях авторов-то - раз-два и обчелся, но благодаря государственной аккредитации они продолжают кошмарить предпринимателей!
В связи с этим возникает естественный вопрос к Министерству юстиции: почему в соседней России с их 150-миллионным населением выдано четыре (!) подобные аккредитации, а в нашей стране, где проживают 17 миллионов человек, таких аккредитаций выдано аж девять?
Каков КПД этих организаций для нашей культуры?
Наши авторы благодаря им купаются в роскоши?
У них нет проблем с выпуском альбомов, книг и кинофильмов?
Или соотношение казахстанской и зарубежной музыки в казахстанском теле- и радиоэфире стало 50/50?
В общем, я все о том же. Чем меньше наши авторы – певцы, композиторы, поэты, аранжировщики и пр. – разбираются в законах, чем меньше они знают о своих собственных авторских правах, тем больше будет появляться (и уже появляются, как видим) дельцов, которые будут делать свой несправедливый бизнес (как вежливая замена слову «рэкет»). Причем благодаря помощи государственных чиновников.