По какому именно поводу налоговики жаждут увидеть миллиардера из списка Forbes, официально не сообщается
Подтверждение того, что влиятельный бизнесмен из Восточного Казахстана, один из организаторов автосборочного производства страны, контролирующий акционер и председатель совета директоров группы компаний "Бипэк Авто – Азия Авто", чьё состояние по оценкам экспертов превышает 150 миллионов долларов, находится в розыске, можно увидеть в информационном сервисе Комитета по правовой статистике и специальным учётам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан в разделе "розыск преступников".
По указанным там данным, Анатолий Михайлович БАЛУШКИН объявлен в розыск департаментом государственных доходов по Восточно-Казахстанской области, как лицо, скрывшееся от следствия. Никакой другой официальной информации об этом нет.
Известий о том, что происходит с самой группой компаний "Бипэк Авто - Азия Авто" по-прежнему немного. На официальном ресурсе последнее обновление датировано пятым июня 2021 года. Отсылка с главной страницы ведёт на сообщение о том, что "На сегодняшний день коллектив группы компаний "Бипэк Авто - Азия Авто" продолжает бороться за судьбу завода "Азия Авто" и надеется на справедливое разрешение ситуации. Впереди - рассмотрение дела в Верховном суде РК".
Какое дело стало причиной объявления Анатолия Балушкина в розыск, не совсем понятно. В судебном кабинете есть информация о восьми делах, в которых в той или иной части упоминается группа компаний. Наиболее свежие из них: о предварительном рассмотрении "ходатайства АО "Азия Авто Казахстан" о пересмотре решения специализированного межрайонного экономического суда города Нур-Султана от 24 августа 2020 года, постановления судебной коллегии по гражданским делам суда города Нур-Султана от 21 октября 2020 года, по гражданскому делу по иску государственного учреждения "Министерство индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан" к акционерному обществу "Азия Авто", акционерному обществу "Азия Авто Казахстан" о признании недействительным дополнительного соглашения к соглашению, о расторжении соглашения".
В постановлении об отказе в ходатайстве уточняется, что соглашение от 7 апреля 2017 года заключено в соответствии с решением Высшего Евразийского экономического совета от 29 мая 2014 года № 72 "Об условиях применения понятия "промышленная сборка моторных транспортных средств" на территории государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства (далее Решения ВС ЕАЭС) и в соответствии с пунктом 8 Правил заключения соглашения о промышленной сборке моторных транспортных средств, утвержденных приказом заместителя премьер-министра – министра индустрии и новых технологий Республики Казахстан от 11 июня 2010 года № 113. Ответчики обязались в срок с 1 декабря 2019 года обеспечить запуск промышленной сборки не менее одной модели моторных транспортных средств Lada Vesta, производитель обязан осуществить реализацию этапов соглашения в соответствии с планом-графиком, являющимся неотъемлемой частью этого соглашения.
"Конечный срок его реализации - 1 декабря 2019 года. Акт ввода в эксплуатацию производственных мощностей ответчики обязались предоставить до 1 декабря 2019 года. Срок действия соглашения до 31 декабря 2020 года. Приложением № 1 к Соглашению определен план-график реализации этапов, согласно которому в 2019 году производитель обязан достигнуть локализацию автомобиля Lada Vesta - 50%. Дополнительным соглашением № 1 от 4 ноября 2019 года изменены сроки по плану-графику: срок обеспечения запуска промышленной сборки до 31 декабря 2020 года; акт ввода в эксплуатацию до истечения 54-х месяцев с даты подписания соглашения о приёме сборке. Изменен план-график: все этапы до 31 декабря 2020 года.
Удовлетворяя иск, местные суды исходили из решения суда от 9 июня и постановления апелляционной инстанции от 5 августа 2020 года, имеющих преюдициальное значение, и установивших нарушения требований законодательства и условий соглашения ответчиками. В силу части 1 статьи 72 ГПК каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Решением Высшего Евразийского экономического совета № 130 от 27 ноября 2009 года установлены конкретные предельные сроки обеспечения запуска промышленной сборки и ввода в эксплуатацию производственных мощностей. Однако ответчиками просрочен запуск промышленной сборки не менее одной модели моторных транспортных средств товарной позиции, не организована сварка, окраска и сборка кузова не менее одной модели моторного транспортного средства, акт ввода в эксплуатацию производственных мощностей к 1 декабря 2019 года не предоставлен, этапы, предусмотренные планом-графиком не выполнены, чем существенно нарушены обязательства. При таких обстоятельствах судья полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанции являются законными", - говорится в материалах дела.
Есть ещё одно дело, которое находится на рассмотрении - это иск акционерного общества "Азия Авто" к Управлению государственных доходов по городу Усть-Каменогорску.
Ещё в феврале нынешнего стало известно, что суд Нур-Султана поддержал иск Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан, которое потребовало взыскать с компании в доход республиканского бюджета убытки в размере 173 979 726 000 (сто семьдесят три миллиарда девятьсот семьдесят девять миллионов семьсот двадцать шесть тысяч) тенге. А 1 июня В ВКО закрылись курорты, санатории и базы отдыха компании "Азия авто". Стороны сломали много копий в ходе судебных процессов, но в итоге тысячи людей потеряли постоянное место работы. В Восточном Казахстане даже был создан оперативный штаб, который занимался тем, что подыскивал для высвобождающихся специалистов машиностроительной отрасли рабочие места. Затем стало известно, что некоторые автосборочные заводы страны готовы трудоустроить часть работников "Азия Авто".
Фото: Андрей Лунин/forbes.kz.