Депутат мажилиса Кенес Абсатиров пожаловался главе правительства Бакытжану Сагинтаеву на министра образования и науки Ерлана Сагадиева
Причины недостатка квалифицированных рабочих кадров обнаружили депутаты «акжоловской» фракции. В среду, 13 сентября, мажилисмен Кенес АБСАТИРОВ пожаловался премьер-министру Бакытжану САГИНТАЕВУ на Министерство образования и науки, которое не справилось с созданием эффективной системы подготовки.
- Изучение типовых рабочих планов, утвержденных Министерством образования, показало, что из общего количества учебных часов на обязательное обучение более 33 процентов уделяется общеобразовательным предметам. И если изучение языков, литературы и истории Казахстана как-то объяснимо, то востребованность знаний географии и биологии в будущей профессии сварщика или мастера по ремонту холодильных установок вызывает сомнения. То же самое касается подготовки пекарей, кондитеров, строителей, включая печников и стропальщиков. А изучение астрономии при подготовке швей и портных, говорит об отсутствии продуманной эффективной программы обучения, - озвучил Абсатиров свой запрос на имя главы правительства.
Народный избранник считает, что Министерство образования и науки, не мудрствуя, механически перенесло школьные предметы в систему технического и профессионального образования, преследуя цель загрузить только учителей-предметников, но никак не подготовку квалифицированных кадров. Причем, по данным мажилисмена, львиная доля учебного времени, до 10 процентов, отводится занятиям физкультурой.
- Помимо общеобразовательных предметов еще 6 процентов обязательного учебного времени отводится на так называемые общегуманитарные дисциплины. Это профессиональный казахский и иностранные языки, а также физическая культура. И в этом цикле большая часть учебного времени также отводится занятиям физкультурой. Спрашивается: мы кого готовим в колледжах – рабочих или спортсменов? – удивился Кенес Абсатиров.
Еще один вопрос, который возник у депутата к министру образования и науки Ерлану САГАДИЕВУ, касается изучения языков в рамках как общеобразовательных, так и общегуманитарных дисциплин.
- Или изначально предполагается, что из школы приходит абсолютно безграмотная молодежь? Но если в течение 9-11 лет не обучили правописанию, то сомнительно, что они научатся этому за 2 года в стенах колледжа. Более того, типовыми учебными планами допускается сокращение объема часов по специальным дисциплинам до 25 процентов. В результате такой псевдоподготовки совсем не удивительно, что выпускники колледжей не могут найти работу по специальности. Получается, как у классика: «Мы все учились понемногу. Чему-нибудь и как-нибудь», - блеснул он цитатой из классика.
Кенеса Абсатирова возмутило, что руководители колледжей в погоне за красивыми результатами вынуждены включать в число трудоустроенных выпускников молодых людей, призванных в армию, находящихся в декретных отпусках, устроившихся на временные рабочие места, выехавших за пределы региона.
- Как следует из отчета министра образования на заседании правительства 8 августа, эту практику госорганы намерены продолжать в рамках программы «Развития продуктивной занятости массового предпринимательства»… Естественно, что в таких условиях подготовка рабочих кадров в колледжах всегда будет отставать от текущей потребности бизнеса, - считает народный избранник.
В результате он предложил отдать средства, выделяемые на программу развития продуктивной занятости, специальным учебным центрам работодателей при отраслевых ассоциациях, которые готовят востребованных специалистов в короткие сроки – за полгода. Также «акжоловцы» считают, что ведомству Ерлана Сагадиева нужно расширить сеть вечерних средних общеобразовательных школ, а также исключить из учебных планов предметы, не связанные с практической деятельностью.