За минувший 2024 год – почти два миллиарда
ТОП-3
По данным регионального Департамента полиции, с начала года зарегистрировано 48 фактов интернет-мошенничества, общая сумма причиненного ущерба – более 50 миллионов тенге. За прошлый год зарегистрировано 1264 факта интернет-мошенничества, общая сумма ущерба составила 1 963 709 671 тенге.
- В большинстве случаев нашим гражданам поступают звонки через мессенджеры. Неизвестные лица представляются сотрудниками банков, полиции, прокуратуры. Под предлогом, что мошенники хотят оформить на них кредит, просят продиктовать СМС-код, который поступает на мобильный телефон, перевести свои денежные средства на "безопасный счет" или оформить зеркальный кредит. А ведь мы каждый раз на разных площадках говорим: сотрудники банков не звонят своим клиентам и не просят СМС-код, не сообщают о подозрительных операциях. Сотрудники полиции не расследуют уголовные дела онлайн и не звонят по видеозвонку, - говорит Олжас МАГЫПАРОВ, начальник отдела по противодействию киберпреступности ДП КО.
Второй по популярности способ мошенничества – покупки в интернете. Преступники создают онлайн-магазины, где выкладывают несуществующие товары на продажу, раскручивают страницу (подписчики, отзывы, лайки и комментарии), а после переписки с “клиентами” просят предоплату, рассрочку или оформление кредита на выгодных условиях.
- Крупные суммы граждане вкладывают и в различные проекты в интернете с целью заработка денег или инвестирования. Опять-таки, в социальных сетях видят рекламу инвестиций (обещают приумножить ваши деньги в несколько раз, сообщают, что вам ничего не надо делать, только отправить денежные средства) и “клюют”. Мошенники создают фальшивый кабинет, где виртуально приумножают ваши накопления. Когда вы хотите вывести накопления, они просят еще отправить деньги для вывода – так до бесконечности, пока человек не осознает, что попал на уловки мошенников, - продолжает полицейский.
На живых примерах
Сначала о хорошем. Не все попадаются на удочки преступников. Ну... или они попадаются, но не успевают лишиться всех сбережений.
- В конце декабря 2024 года в отдел по борьбе с киберпреступностью УКП ДП Костанайской области поступило обращение от сотрудников Народного банка. По их словам, они переживали, что их клиентка стала жертвой мошенников. После чего нашими сотрудниками была установлена жительница Костаная 1962 года рождения, которая и являлась предполагаемой жертвой мошенников. В ходе беседы установлено, что ей в мессенджере WhatsApp пришло сообщение якобы от ее руководителя с работы, который предупреждал, что ей сейчас позвонят сотрудники КНБ и что ей необходимо выполнять все их инструкции. Жертва согласилась и начала выполнять команды: так она взяла денежные кредиты в АО “Народный банк” и АО “Евразийский банк” на общую сумму 3 500 000 тенге, после чего перевела на счета, указанные мошенниками, 365 000 тенге. А потом и вовсе сообщила преступникам, что у нее дополнительно имеются 9 000 000 тенге, которые она также была готова перевести. Мы разъяснили, что она попала под воздействие мошенников, и оказали содействие в досрочном закрытии кредитов и удержании средств на депозите, - рассказал Олжас Магыпаров.
По сути, полицейские сэкономили 12 миллионов доверчивой жительнице Костаная. Но не всем так везет. Вчера, 14 января, еще одна жительница областного центра лишилась полутора миллионов тенге.
- Также через WhatsApp ей позвонили, представились сотрудниками службы безопасности банка. Сообщили, что по ее счетам проходят подозрительные операции по переводам денежных средств. Сначала жертва не поверила и сказала, что никаких переводов не совершает. Однако мошенники через время позвонили вновь и сообщили, что активность счетов есть, а на данный момент идет процедура оформления на нее кредита. Женщина сама пошла в банк, оформила кредит на полтора миллиона тенге, обналичила средства и под диктовку мошенников перевела деньги на указанные ими карты, - резюмировал он.
Кстати
Полицейские предупреждают, что в Костанайской области активизировались мошенники, которые представляются операторами сотовой связи. Они сообщают, что SIM-карта скоро будет заблокирована. Чтобы продлить ее действие, просят продиктовать СМС-код, который придет на телефон. Таким образом они получают доступ к устройству и мобильному банкингу.
Фото: Kazpravda.kz.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!