Ербол Оспанов сообщил Ratel.kz, что никакой интеграции информационных систем в медицине, о которых твердят его коллеги, он не обнаружил
На недавнем брифинге в Службе центральных коммуникаций при президенте РК на тему "Основные направления цифровизации в сфере здравоохранения" вице-министр Ербол ОСПАНОВ рассказывал о цифровизации и интеграции битых полчаса. После чего стало еще более неясно - почему при всех наших "дамумедах", как только кого-нибудь привозят экстренно в больницу - ему сразу же бросаются определять группу крови и расспрашивать о перенесенных операциях и аллергических реакциях на лекарства?
Казалось бы, страна давно на передовых позициях по цифровизации, нас Павел ДУРОВ любит. Уже давно должно быть так: открыл врач электронную медкарту больного, а там все анализы и медманипуляции с рождения со всех поликлиник и стационаров. Как уверял недавно в своем интервью одному из изданий бывший министр Елжан БИРТАНОВ, у нас и лекарства в аптеках уже давно можно было бы получать без бумажных рецептов. Врач заносит назначения в свою систему, аптекарь их видит в своей, выдает таблетки и в свою очередь тоже отражает это в электронном виде. "В 2021 году, когда меня судили, у нас было заключение правительственной комиссии о том, что информационная система лекарственного обеспечения и информационный регистр прикрепленного населения уже интегрированы, - рассказал нашим коллегам Биртанов. - Осталось аптеки подключить, а аптеки подключатся. Куда они денутся, если это требование государства? Эта система и сейчас есть, она на балансе Минздрава. То есть технически это решить вообще несложно".
- Не знаю, что было три года назад, но на сегодняшний день, к сожалению, между медицинской информационной системой и информационной системой лекарственного обеспечения, которая в рамках АЛО – бесплатного рецептного обеспечения пациентов, находящихся на динамическом наблюдении, интеграции нет, - озадачил Ratel.kz Ербол Оспанов. – Я ездил в несколько медицинских организаций, визуально осматривал, врач сидит, в МИСе заполняет рецепт и после этого заполняет эти же данные в информационной системе лекарственного обеспечения. Мы решили эту проблему решить. Сегодня она уже оттестирована. С 18 ноября планируем по всему Казахстану первым этапом запустить этот процесс в МИС Damumed, который охватывает 85 процентов всех медучреждений. Потом в других МИСах, думаю, тоже запустим. За счет этого планируем обеспечить прозрачность обеспечения лекарственными средствами в рамках бесплатной медицины. С конца сентября уже 470 тысяч рецептов выдано через QR-код. В последующем пациентам, которые на динамическом наблюдении, не нужно будет ежеквартально ходить к своему врачу, чтобы заново получать бумажные рецепты или даже электронные. Врач удаленно сможет его продлить, это отразится в личном кабинете у пациента, о чем ему придет уведомление, пациент придет в аптеку и заберет лекарство.
Но даже если забыть пока про загадочно испарившуюся интеграцию лекарственного обеспечения, которую теперь создают по новой, а попытаться понять хотя бы элементарное – почему не отражает полные данные больного вышеназванная медицинская информационная система Damumed, все равно получается с трудом.
- Человек получает услуги в одной медорганизации, записи там оседают в одной коммерческой информационной системе, - объяснил вице-министр. - Через два месяца он обращается в другую медорганизацию, а там другая коммерческая информационная система, и она с первой не интегрирована, в ней предыдущие записи анализов и какое человек получал лечение - недоступны. Поступает человек в больницу, врач заполняет его историю болезни со слов пациента, к сожалению. А человеку свойственно ошибаться. У меня самого был случай – я не помнил, когда мне сделали определенную процедуру. Из-за этого пришлось отказаться от медпомощи и поднять дома бумаги, чтобы это вспомнить. Мы хотим уйти от этого цифрового рабства, чтобы любой медицинский работник мог получить все данные о своем пациенте. Для этого хотим сделать портал, где будет вся медицинская история гражданина, доступ к которой тем или иным организациям он будет давать или запрещать сам. Начали эту работу с сентября и надеемся в 2025 году завершить.
- Кто придумал вместо одной государственной медицинской информационной системы создать много коммерческих? И зачем? И сколько их у нас? И информацию каких из них видит знаменитый Damumed, а каких – не видит? Или он кроме себя никого вообще не видит? – спросила я.
- Это очень актуальный вопрос, честно скажу, - ответил Оспанов. - Государственных информационных систем у нас 17. Это было сформировано исторически. К примеру, условно в 2005 году возникла определенная проблема, появилась необходимость вести учет больных с определенными нозологиями, создали реестр, его нарастили функционалом. Потом через год сказали – а давайте решим еще и эту проблему. Если не ошибаюсь, в 2013 – 2014 годах было свыше 40 государственных информационных систем. С тех пор некоторые из них были объединены, реорганизованы, модернизированы, за счет чего их количество сократилось.
Коммерческих систем, среди которых и Damumed, сейчас у нас семь основных. Пациент там записывается, оседают его жалобы, рекомендации. Потом часть этих данных передается в государственный реестр – то, что нужно для оплаты медицинских услуг, диспансерного учета – онкологические заболевания или социально значимые заболевания. Мы ежедневно в режиме онлайн собираем эти данные и формируем свои реестры, которые не дают полной картины, потому что содержат только часть данных о пациенте. И еще. Медицинская организация через МИС передает только те данные, которые были получены в рамках государственного финансирования. А если пациент что-то оплатил из своего кармана, государство этих услуг и анализов уже не видит. По статистике одна треть – это платные медуслуги. Исходя из этого мы и предложили создать все-таки платформу, чтобы все данные о пациентах, формируемые учреждениями, неважно какой формы собственности и за счет каких источников финансирования, аккумулировались у государства. За счет этого планируем закрытии еще несколько систем, оставив порядка восьми-десяти.
- Все равно непонятно – почему у нас не все медорганизации пользуются Damumed, а только 85 процентов, а в остальных 15 процентах еще шесть МИС? Для чего было городить такой сложный огород?
- Не шесть, а больше, шесть это только основных, а есть еще мелкие, которые работают только в одной медорганизации. Году в 2018 было политическое решение, что медорганизации должны обслуживаться коммерческими МИС и должна быть конкурентная среда. Приказ министра здравоохранения под номером 80 определил – каким требованиям должны соответствовать эти МИС. К сожалению, эти требования были недостаточными, и сейчас мы их переработали и ужесточили. Планируем их внедрить до конца года.
- Вы считаете, что конкуренция в данной сфере, которая рождает такие проблемы для пациента и для больниц, уместна?
- Если только мое личное мнение. Я работал в министерстве труда, там все системы государственные.
Фото: Ⓒ Ratel.kz / Ольга Воронько.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!