Для виртуальных копий древнейших наскальных изображений даже создадут специальный сайт
В Восточно-Казахстанской области расположены древнейшие писаницы Казахстана, возраст которых достигает более четырёх тысяч лет. Рисунки, выполненные на скалах минеральными красками, очень уязвимы и подвержены естественным разрушениям, а также довольно часто становятся объектом вандализма. Современные любители писать свои имена или короткие слова на различных поверхностях не могут сдержать свои душевные порывы, видя, что до них уже кто-то нанёс изображения на камни и творят свои произведения прямо поверх них, мало задумываясь о том, что скажут потомки. В местном техническом университете решили сохранить всё, что ещё осталось хотя бы в виртуальном пространстве, куда уж точно не дотянутся руки вандалов и естественные разрушения. Проект "Оцифровка древнейших наскальных изображений Восточно-Казахстанской области" решили реализовать в ВКТУ им. Д. Серикбаева.
Руководитель музея "Алтын Алтай", кандидат исторических наук Ольга ЗАЙЦЕВА так описывает задумку: "Оцифровка древнейших наскальных изображений с последующим созданием виртуальных копий позволит создать и сделать доступными всему мировому сообществу точные виртуальные копии древней живописи Восточного Казахстана. Виртуальный тур по сакральным ландшафтам древних писаниц Восточного Казахстана послужит популяризации историко-культурного наследия и развитию туризма в регионе. Каждый год приносит невосполнимые утраты, а создать при каждой писанице музей для охраны рисунков невозможно. Предполагается выполнить проект в несколько этапов, это построение трехмерных моделей гротов и поверхностей с наскальной живописью, оцифровка наскальных изображений с помощью технологии Structure from motion и съёмка рисунков в инфракрасном излучении, обработка изображений в Dstretch".
Опорные памятники для реализации задумки три грота – Акбаур, Сартымбет и Кокентау. Стоимость проекта по перенесению разрушающихся шедевров древних художников 56 миллионов тенге. Деньги будут потрачены на закупку уникального оборудования, которое потом останется в университете и будет использоваться дальше и в других проектах по оцифровке историко-культурного наследия Восточного Казахстана. Для университета сумма неподъёмная, но, узнав о целях и задачах учёных, на помощь пришли спонсоры.
"Тестовые работы проводились уже в гроте Акбаур в августе - сентябре 2022 года. Была разработана методика визуализации наскальных рисунков, выполненных минеральными красками, оптимизированная для изображений плохой сохранности. Проведена съемка с использованием технологии фотограмметрии. Полученные ортофото обработаны в программе DStrech, что позволило восстановить частично утраченные изображения,выполненные красной охрой, и уточнить контуры изображений плохой сохранности. Для документирования ландшафтного контекста местонахождений рисунков применена плановая, перспективная и комбинированная аэрофотосъемка с помощью БПЛА. Оцифровка позволит создать и сделать доступными всему мировому сообществу точные виртуальные копии древней живописи Восточного Казахстана. Реализация проекта стала возможной благодаря поддержке ТОО "Казцинк", - поведала Ольга Зайцева.
К слову, обработка цифровых изображений даст возможность увидеть рисунки, нанесенные в древности минеральными красителями, но сегодня уже практически не видимые человеческим глазом. Впереди закупка оборудования; сбор полевых данных для трехмерной фиксации: фотосъемка интерьеров, съемка в инфракрасном диапазоне, фотосъемка с БПЛА, геодезическая съемка точек привязки, проведение макросъемки и микроскопического изучения особенностей состава и нанесения краски, выявление палимпсестов, трехмерное метрическое сканирование гротов, создание сферических панорам, обработка итоговых растровых данных. Завершающим этапом станет разработка дизайна и структуры контента сайта. Сам ресурс будет создан на трёх языках: казахском, английском и русском.
"На сайте также будут научно-популярные статьи. Их смысл в том, чтобыпонятно рассказать о рисунках. Без эзотерики и прочего мракобесия, которое творится на фоне отсутствия грамотной популяризации", - резюмировала кандидат исторических наук.