Из-за ошибок и недоработок исполнительных органов крайними оказываются рядовые граждане, которые могут лишиться и земли и своих домов безо всякой компенсации
Управление по контролю за использованием и охраной земель по Туркестанской области массово подает административные иски в суд, с требованием отменить решения о легализации земельных участков, выданные еще в 2006-2007 годах.
Основанием для отмены в большинстве случаев указывается то обстоятельство, что якобы под одним и тем же номером решения по легализации зарегистрированы два собственника земельных участков. Еще один довод, используемый Управлением - что в архивах не имеется никаких сведений по некоторым решениям о легализации, ряд дел вообще не были переданы в архив.
Примечательно, что суды принимают эти аргументы и выносят решения в пользу требований управления. Уже имеются десятки решений суда первой инстанции с резолютивной частью - отменить решения о легализации.
Ситуацию прокомментировал эксперт в области земельного права, член комиссии по земельной реформе при правительстве Республики Казахстан Бакытжан БАЗАРБЕК.
Без срока давности?
Если учесть тот факт, что граждане легализовали свои земельные участки в 2006-2007 годах, то правомерность исков, поданных Управлением спустя 13-14 лет, вызывает большие вопросы, - говорит Б. Базарбек.
Во-первых, срок исковой давности для подачи таких исков истек, но несмотря это Управлению вместе с акиматом отдельным исковым производством удалось восстановить срок для подачи иска, и местные суды в этом случае встали на сторону государства, а не простых граждан.
Во-вторых, даже если не принимать в расчет срок исковой давности, то в обязательном порядке следует учитывать, что граждане не должны нести ответственности, а тем более страдать из-за ошибок и нарушений, допущенных госорганами. Конкретно в данном случае граждане не могут отвечать за то, как присваивались номера для решения легализации, как передавались материалы в архив, как вообще велся учет и контроль за работой по легализации. Это целиком и полностью задача местных исполнительных органов, и если здесь имеются какие-либо нарушения или ошибки, то следует их исправлять, не затрагивая интересы рядовых граждан!
В-третьих, иск Управления подкреплен единственным "документом" - архивной справкой Кентауского регионального отделения госархива от 2 июня 2021 года. Никаких других доказательств незаконности решения легализации в суд ни Управлением земинспекции, ни акиматом города Туркестан не было представлено.
Сотрудники архива написали письмо (или их заставили), что архивные сведения не соответствуют решениям легализации, и тут же Управлением в суд подаются иски и отменяются эти решения через 13 лет!
На практике, если государству нужна земля, то пусть изымают ее для госнужд в порядке статьи 84 Земельного кодекса и статьи 63 Закона "О государственном имуществе". Вместо этого власти Туркестана руками земельных инспекторов пошли "иным путем", они просто отменяют решения о легализации. Понятен следующий шаг – они отменят все последующие правоустанавливающие документы: решения акима, договоры купли-продажи земельного участка, акты приемки домов в эксплуатацию, идентификационный документ на землю - госакты на землю. Отменят и госрегистрацию на землю и недвижимое имущество, - говорит Базарбек.
Пример из жизни
Юрист приводит пример из судебной практики Туркестанского административного суда, где по иску Управления отменяли решения легализации на землю, принадлежавшую местной жительнице Ляззат МАЛДЫБЕКОВОЙ.
Дело Малдыбековой - это вообще произвол госорганов и суда. Там по номеру регистрации проходили два собственника земельных участков, первая Малдыбекова, у которой в феврале вышло решение, и второй - некий Аметов, у которого постановление акимата вышло аж в апреле 2007 года. Во-первых, этого Аметова не привлекли к суду как третье лицо для дачи пояснений, они - земельные инспекторы и чиновники акимата - сами решили, что он невиновен. Даже мое ходатайство о привлечении Аметова суд оставил без удовлетворения. Во-вторых, мне представили сам журнал, где почему-то инспекторы путают порядковый номер с номером регистрации, и в журнале было много номеров, но почему-то суд был сильно "привязан" к мнению земинспекторов. Прокурор в ходе суда отметил нарушения со стороны истца, но позднее поддержал иск. Суд не готов был исследовать материалы, тщательно изучить обстоятельства, назначить экспертизу документов, привлечь экспертов. Было чувство, что у суда еще до разбирательства было уже определенное решение.
И так в каждом случае, с каждым владельцем, чье право на землю и решение легализации отменяют в Туркестане.
Между тем за это время люди построили на участках дома, вложили значительные средств, завели хозяйство.
Как сэкономить на компенсации
После того как Туркестан стал областным центром и в его развитие стали вкладывать миллионы и миллиарды, земельные участки в черте города резко подорожали. Появилась и реальная перспектива создать здесь новые, современные микрорайоны с высотными зданиями взамен частного домостроя. Это естественное и закономерное явление. Однако, согласно требованиям Земельного кодекса и Закона "О государственном имуществе", в случае, если для развития города необходимы те или иные земельные участки, следует придерживаться соответствующей процедуры изъятия. Прежним владельцам участков необходимо предоставить денежную компенсацию или равноценные земельные участки, опять-таки, с выплатой компенсаций за имеющиеся строения. Размер компенсаций - это особая тема. Конечно, у владельца здесь свой интерес, у местных властей - свой.
Базарбек считает, что в Туркестане исполнительные власти видимо решили вообще с компенсацией не заморачиваться и проводят банальную зачистку территорий, с использованием судебного механизма.
В суде представитель КГУ "Отдел земельных отношений города Туркестан" обмолвился, что эти участки по Генплану должны быть изьяты для госнужд, и там планируется строительство МЖК и домов котеджного типа. На мой вопрос, сколько экономит акимат Туркестана на компенсациях, отменяя документы на землю людей, чиновник уклонился от ответа. Но то, что людям не предусмотрена компенсация, он признал.
Подобную ситуацию в Казахстане я наблюдаю впервые, - отмечает юрист. - Масштабные изъятия земель на госнужды проводились и в Алматы, и в Нур-Султане, и в других областях. Но невозможно представить, чтобы там действовали подобным образом! В акимате надеются отменить документы на землю, землю забрать и деньги на компенсации сэкономить. А на Закон и граждан внимание не обращают.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!