Неэффективное использование госимущества выявлено в ходе проверки в областном управлении пассажирского транспорта и автомобильных дорог
Государственный аудит использования бюджетных средств, выделенных на субсидирование убытков перевозчиков, а также разработку и реализацию проектно-сметных документаций, охватил период с 2016 года по июнь 2021 года. Установлено, что управлением разработано 49 ПСД на общую сумму 400 169,1 тысячи тенге. Из них 11 проектов на момент аудита не реализованы (часть запланирована на 2022 год).
Как отметили проверяющие, проектно-сметная документация, по которой в течение трех и более лет после утверждения не начато строительство, считается устаревшей и используется для реализации только после корректировки, а также повторной экспертизы. При этом зачастую стоимость корректировки ПСД превышает стоимость самой разработки!
"На момент аудита на балансе управления числится нереализованная ПСД, разработанная еще в 2014 году, по проекту "Капитальный ремонт автомобильной дороги областного значения КТ-27 "Волошинка – Сергеевка – Тимирязево" км 82-83" стоимостью 18 643 тысяч тенге, срок реализации которой истек, - указано в выводах аудита. - Это является нарушением принципа эффективного использования государственного имущества".
К слову, эту трассу в СКО называли одной из худших. В прошлом году был объявлен тендер на ремонт нескольких км дороги за 260 млн тенге со сроком завершения до 30 октября 2021 года. А летом разгневанные сельчане выложили в соцсетях видеоролик о том, как уже после ремонта одного из участков на свежем асфальте появилось множество трещин. Выяснилось, что заказчиком ремонта является областной филиал АО "НК "КазАвтоЖол", где заявили, что виной всему большегрузы и что подрядчик все исправит за свой счет...
Также на балансе управления числится нереализованная ПСД, разработанная в 2018 году, на которую уже получено положительное заключение комплексной вневедомственной экспертизы, по проекту "Средний ремонт автодороги КТ-9 "Булаево-Возвышенка-Молодогвардейское – Кирово-Киялы-Рощинское" км 62-65" со сроком реализации до апреля 2022 года. Однако еще осенью 2019 года эта дорога передана в республиканскую собственность.
"В результате непринятия мер со стороны управления по передаче вместе с дорогой понесенных расходов на разработку ПСД и проведение экспертизы на 7 873,6 тысяч тенге расходы остались числиться на счете "Незавершенное строительство", - отметили проверяющие. – Это приведет к устареванию сметной документации и, как следствие, к экономическим потерям бюджетных средств, использованных на изготовление проекта".
Также выяснилось, что в СКО действуют 173 регулярных автобусных маршрута. Но автобусным сообщением охвачены не все села.
"Во многих населенных пунктах отсутствуют элементарные пункты обслуживания пассажиров, в результате чего осуществление перевозок пассажиров между ними не представляется возможным, - сказано в аудиторском заключении. - Законодательством определено, что перевозки могут выполняться только с автовокзалов и автостанций. Из 16 автостанций в городах районного значения 4 не соответствуют нацстандартам".
Приведение в порядок инфраструктуры общественных пассажирских перевозок требует значительных затрат. Проверяющие рекомендовали шире использовать механизм государственно-частного партнерства.
По итогам аудита установлено нарушений на сумму 287 950, 4 тысячи тенге. Львиная доля - это излишне запланированные ассигнования на 2021 год по программе "Субсидирование пассажирских перевозок по социально значимым межрайонным (междугородним) сообщениям", которые предложено уменьшить.
"Отсутствие в бюджетных заявках документов, подтверждающих количество запланированных к перевозке пассажиров в течение года по утвержденным социально значимым маршрутам, привело к нарушению принципа обоснованности", - отмечено в заключении.
Также в ходе аудита установлен ряд нарушений при субсидировании социально значимых маршрутов. Речь о выплате субсидий двум перевозчикам в период строгих карантинных ограничений в 2020 году, когда было приостановлено внутриобластное автобусное сообщение. Выплаченные 488, 1 тысяч тенге подлежат возмещению в местный бюджет.
Фото: Ⓒ Ratel.kz / Елена Чернышова.