Фильм Тимура Бекмамбетова «Профиль» получил награду Берлинского кинофестиваля
Фильм нашего земляка Тимура БЕКМАМБЕТОВА, снятый в новом жанре «десктоп-триллер», получил главный приз программы «Панорама». Читай – приз зрительских симпатий: в этой программе победителя называют зрители.
К слову, сам Тимур называет формат фильма - screen life. Это когда история рассказывается и показывается на экране компьютера. Режиссер намерен и дальше работать именно так, и, скорее всего, дело не только в том, что такие картины снимать дешевле и проще: Бекмамбетову стало скучно снимать в традиционном формате.
Впрочем, в случае с «Профилем» такой формат не только оправдан, но даже необходим: история, рассказанная в фильме, на самом деле происходит в Сети. То есть на «рабочем столе» компьютера британской журналистки Эми УИТТАКЕР (ее играет Валин КЭЙН). Традиционная для фильмов о журналистах «затравка»: девушка находится в вечных поисках материала и под такой же вечной угрозой дедлайна. В поисках сенсации она регистрирует в Фейсбук фейковый аккаунт 19-летней девушки, недавно принявшей Ислам (узнали историю британской школьницы Кимми Тейлор, уехавшей в Сирию? – именно она вдохновляет Эми).
Дальше все происходит очень быстро. Новые сетевые подруги, что тоже недавно стали мусульманками. «Лайки» под теми постами, что настоящую Эми привели бы в негодование – о публичных казнях неверных. Отклик не заставил себя ждать: очень скоро журналистке написал вербовщик Абу БИЛЕЛЬ (в этой роли – британский актер сложного происхождения, с английскими, шотландскими и пакистанскими корнями, Шазад ЛАТИФ). Эми, то есть Мелоди (так журналистка назвалась в фейковом аккаунте) признается, что хочет поехать в Сирию...
Дальше – почти мелодрама и традиционная для таких историй потеря связи с реальностью: Эми с головой погружается в свою «новую жизнь» и новые отношения – Абу вскоре зовет ее замуж. И вот она уже едет в Амстердам, чтобы оттуда – в Турцию, а оттуда уже – в Сирию, чтобы... правильно. Выйти замуж за террориста.
В основе фильма «Профиль» - реальные события, описанные в книге французской журналистки Анны ЭРЕЛЬ (имя вымышленное, настоящее не называется из-за угроз). Подлинные истории женщин, уехавших к террористам. Как это происходило и происходит? Почему они это делали и делают?
Но между настоящей журналисткой и Эми из фильма Бекмамбетова – существенная разница: первая никогда не «велась» на уговоры террористов и не путала реальную жизнь с виртуальной...
Очевидно, не специально, но фильм «Профиль» будто замкнул некий жизненный и творческий цикл режиссера Тимура Бекмамбетова: напомним, что 24 года назад, в 1994, он снял картину «Пешеварский вальс» о войне в Афганистане.
И тот, и другой фильм основаны на реальных событиях; и в том, и в другом главные герои – журналисты; и, на самом деле, одна тема – война.
Но, в отличие от «Пешаварского вальса», «Профиль» был снят за девять дней. А вместо перестрелок и лагерей игиловцев или душманов зритель видит экраны ноутбуков и мобильных телефонов.
Сам режиссер в одном из интервью сказал о своей новой картине так: «Мы делали фильм о том, почему девушки уезжают. Причем это не девушки, выросшие в мусульманских семьях. Понятно, что это аномалия, но нас это всех интересует, как же так?».
Словом, ждем фильм «Профиль» в казахстанском прокате. Может, и у нас кто-то посмотрит и поймет, что это – аномалия. В том числе - для девушки, выросшей в мусульманской семье.
Фото из открытых источников в Интернете.