Власти испортили схему движения, перевозчики решили спровоцировать народное волнение и добиться отмены транспортных карт
19 декабря павлодарские соцсети заполнились жалобами замерзших на остановках и опоздавших на работу горожан – микроавтобусов либо не было вообще, либо они демонстративно проезжали мимо.
Как власти шли к этому конфликту? Разумеется, научным путем. Для начала в 2015 году городской акимат провел тендер по изучению пассажиропотока, который выиграло алматинское ТОО “Научно-исследовательский институт транспорта и коммуникаций”. Тогда ТОО наняло более ста человек из числа студентов кафедры транспортной техники и логистики одного из местных вузов, которые ежедневно с пяти утра до десяти вечера считали, сколько людей заходит и выходит на каждой остановке, заполняя специальные бланки.
Считали тогда в НИИ, считали и в результате решили – нужно вводить электронную оплату проезда. Для ее успешного внедрения в январе 2016 года с центральных улиц на второстепенные поубирали все маршрутки. Но дело в том, что больших автобусов в городе катастрофически не хватает, поэтому львиную часть перевозок осуществляли именно микроавтобусы. После смены их маршрутов народ обнаружил, что теперь придется ездить с пересадками. На возмущение земляков заведующий сектором транспорта отдела городского ЖКХ Марат АСЫЛБЕКОВ ответил гордо:
- Мы действуем в рамках закона. А там не сказано о том, что мы должны обеспечить беспересадочное движение всем желающим.
С тех пор многим горожанам, чтобы добраться в другой конец города, в том числе на работу, приходится платить двойной ценник. Разумеется, поднимать в таких условиях оплату за проезд – верный способ спровоцировать очередную волну народного негодования. В сентябре прошлого года нынешний аким области Асаин БАЙХАНОВ, бывший тогда акимом Павлодара, согласился, что тариф в 80 тенге, утвержденный еще в 2017 году, не покрывает расходов перевозчиков. Но при этом заверил, что проезд не подорожает, если павлодарцы перейдут на безналичный расчет.
- На сегодняшний день, - говорил Байханов, - в городе отсутствует полностью какой-либо учет пассажиропотока льготных категорий граждан, у которых бесплатный проезд и 50 процентов скидки. Никто из перевозчиков не может достоверно подтвердить, сколько они перевезли льготников. То есть все это на самом деле практически по ощущениям. И фактически эти средства, которые должны возмещаться со стороны акимата, не возмещаются, возможно, в полном объеме, а возможно - возмещаются больше, чем они на самом деле перевозят. Достоверных источников, сколько было льготных категорий перевезено у нас на сегодняшний день, нету. Нужно документальное подтверждение, а не примерные расчёты, взятые исходя из того, что "мы предполагаем, что каждый льготник совершает две поездки в день, туда и обратно по рабочим дням" - это не доказанные расчёты, это пародия на расчёты.
За четыре дня до демарша маршруточников, 15 декабря этого года, в Павлодаре был введен дифференцированный тариф на проезд в общественном транспорте: за наличные деньги – 130 тенге, при безналичном расчете – прежние 80. Сделано это было для того, чтобы народ, наконец, начал активно пользоваться картами, которые действуют уже целый год, а нужной популярности все еще не достигли. Перевозчики сообщили, что, оставшись без налички, лишились средств на содержание и ремонт машин и на горючее. Деньги за перевозку пассажиров, жалуются водители, поступают с опозданием, да еще с вычетом какого-то процента на обслуживание карт. Власти в ответ продолжают парировать, что водителям маршруток просто не нравится прозрачность и что с начала года павлодарские перевозчики за счет субсидий на обслуживание 25 социально значимых маршрутов и компенсации проезда для льготных категорий граждан получили более двух миллиардов тенге.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!