Почему в городском акимате уверяют, что освещение в Алматы полностью отвечает мировым стандартам?
* Зачем фонари горят днем?
* Вам должно быть светло на 700 миллионов тенге
* А скоро станет светлее еще на 34 000 000 долларов
* В США дороги вообще не освещают
Полмесяца назад я написала в Facebook пост:
«Алматы. 18:25. Неужели так трудно включать уличное освещение пораньше? Сумерки - самое поганое время, не видно пешеходов... да и вообще не видно - все серое. А ведь именно сейчас дети идут со школ, взрослые - с работы...
UPD: Освещение, кстати, включили в 18:40...».
Зачем фонари горят днем?
Написала я его не просто потому что захотелось, как это модно сейчас говорить, «высраться» в Сети, а потому что действительно наболело. И, оказывается, не у меня одной...
Посыпались комментарии:
«Да-да. На Брусиловского, например, вообще стало плохо с освещением. Половина ламп не работают. А на перекрестках даже днем постоянно машины бьются. А тут без света вообще атас».
«Поддерживаю. В цивилизованном мире освещение врубают до сумерек, ведь это безопасность. У нас на Джандосова освещения вообще нет...».
И все в таком роде. Значит, проблема есть. Но решать ее почему-то не пытаются. Сумерки застигают алматинских водителей не то чтобы врасплох – мы-то уже привыкшие, но неудобств приносят предостаточно.
…«Пешеход!» - орет мой мозг, а глаза его еле видят. Пучок света фар выхватывает стоящую на разделительной полосе (в неположенном месте) женщину в черном пальто, ну прям как в той страшилке «В темной-темной комнате». Ну не видно ее, хоть убей! И фонари не горят!
Женщина, конечно, тоже… неумная, но к черту ее, за рулем – я. И жить с этим потом мне. Вот и таращусь на дорогу во все глаза: то дети бегают, то взрослые, то «смертники» без фар едут.
А потом, днем, эти же самые фонари светят до 12 дня! Парадокс, однако. Причем это даже подтверждено фотографией в комментариях к тому же моему посту: «11:30, фонари озаряют светом эту мокрую дорогу».
Вам должно быть светло на 700 миллионов тенге...
Словом, вопрос, что называется, назрел: почему у нас такой кошмар с освещением в городе? Еще летом акимат отвечал на него так: «перегрузка электрооборудования - действующих шкафов управления наружным освещением (ШУНО)», «должно быть 40-60 ампер, а по факту – 100», «отключаем, потому что меняем ШУНО» и так далее.
Однако уличный свет должны были модернизировать еще в далеком 2013-м, но что-то «Алматы Кала Жарык» тогда помешало. Через год, после инвентаризации, руководитель ГКП «Алматы Кала Жарык» Юрий МАЧКОВСКИЙ дал интервью «Крыше», где сказал:
— На сегодняшний день идет полная замена системы управления на современную автоматическую, которая позволит экономить бюджетные средства и исключить человеческий фактор. Закончить все пусконаладочные работы должны в течение 3–4 недель. Сейчас мы контролируем 80 000 светоточек в городе. В результате каждую светоточку будем видеть в автоматическом режиме, устранять все сбои и решать проблемы. На реализацию потрачено порядка 700 млн тенге. Пока что идет отработка системы, наши специалисты настраивают ее работу, поэтому могут быть сбои с освещением, но все это временно. Мы создали в компании диспетчерскую, контрольный пульт наблюдения. За ним сидят два диспетчера для приема претензий от населения. Система управления входит в общий комплекс модернизации.
Итак, еще год назад нам были обещаны единый диспетчерский пункт, модернизация, IT-технологии. Но воз и ныне там.
...а скоро станет светлее еще на 34 000 000 долларов
Не освещаются не только улочки внутри микрорайонов (например, по ул. Сейфуллина или в Турксибском и Ауэзовском районах), но и основные автомагистрали города - вроде проспекта Суюнбая, улицы Майлина и других.
Однако акимат не видит в этом никакой проблемы: по словам его сотрудников, освещение Алматы по нормам не отличается от мировых стандартов (по ним оно должно быть 20 люксов на крупных улицах, к примеру).
Люксы-то может быть и есть, а вот света – нет. Или его чересчур много. Новые светодиодные фонари, которыми так гордятся в акимате - то еще чудо.
Светят они ярко, тут претензий нет. Но вот установлены они должны быть не иначе, как на крупных, широких проспектах или на тех улицах, где рядом с проезжей частью нет жилых домов.
«Светодиодные светильники не дают большей освещенности, чем натриевые. Однако экономят электроэнергию и имеют больший срок эксплуатации», - говорили в акимате.
Что мы имеем по факту? По факту такие фонари были установлены, например, по очень узкой и забитой домами улице Карасай батыра в Алматы. Моя подруга как-то пришла на работу с красными глазами и не выспавшаяся: «Этот чертов фонарь во все свои светодиоды светит прямо мне в окно! Ночью – как днем! Даже шторы не помогают!». Через пару дней их то ли заменили, то ли лампы поменяли…
Но это, опять-таки, наш с вами опыт, который акимат «бьет» цифрами: в 2016 году заменили 1058 ШУНО, работает 74 000 точек уличного освещения, из них 1300 – светодиодные, будут еще, деньги уже выделены - 34 000 000 долларов.
В США дороги вообще не освещают
А тем временем список комментариев под моим «криком души» в Facebook все пополняется. Вот пишет друг из США:
«В Америке вообще нет освещения дорог. Только в местах пешеходных переходов и школ. При этом ночью едешь, как днем. Разметка из отражателей всегда идеальна».
Да, в США и Европе так и есть. Не так давно, буквально на прошлой неделе, я была в Польше. Поздним вечером мы ехали где-то в глубине польской countryside по узкой и совершенно неосвещенной улице. Но! Вся разметка на ней (да-да, там даже на сельских улицах есть разметка) была светоотражающей, на всех поворотах были светоотражающие стрелки и предупреждения о самом повороте, и даже на деревьях вдоль дороги на уровне фар прибиты светоотражающие пластины с указанием направления движения. И никакого дискомфорта при езде по неосвещенной улице!
Конечно, от внезапно выбежавшего пешехода все это вряд ли спасет, но позволит ехать комфортно, без опасения не войти в поворот или высмотреть все глаза в надежде увидеть «свет в конце тоннеля».
Конечно, большие города освещать сложно. Жители Астаны, к примеру, тоже жалуются на освещение. «На левом берегу - светло, а вот на правом - не очень. Подступы к моему дому очень тёмные. И это, блин, реально проблема», - пишет коллега из столицы. А раз проблема есть, ее надо решать. Иначе акимат так и будет отговариваться модернизацией или «снижением нагрузки на городской бюджет в сложившейся экономической ситуации», а мы будем ездить по городу с камерами ночного видения…
Фото автора.