15 июля стало ясно, что карагандинский авиазавод признан не прорывным, а безнадежным проектом. Решено больше не грезить небом, а спуститься на землю. Завод «КазАвиаСпектр», за три года не выпустивший
Карагандинский авиазавод «КазАвиаСпектр», чье существование сопровождалось чередой громких скандалов, так и не выпустит ни одного летательного аппарата. Местные чиновники решили, что проще перепрофилировать его, чем ждать чуда. Экс-аким Карагандинской области, а ныне министр обороны Серик АХМЕТОВ фактически впустую спустил на свой прожект более 1,6 миллиарда тенге бюджетных средств.
Закладку символического камня на месте строительства завода в торжественной обстановке в августе 2010 года сделали бывший аким Карагандинской области Серик Ахметов и тогдашний министр транспорта и коммуникаций Абельгази КУСАИНОВ, волею судеб сменивший г-на Ахметова на посту главы региона. Мечта покорить небо в общей сложности обошлась более чем в 1,6 миллиарда тенге, полученных в виде льготных кредитов и из бюджета страны: свыше 750 миллионов тенге выделили по программе «Дорожная карта бизнеса-2020» и еще почти на 850 миллионов был предоставлен кредит под 6 процентов годовых от АО «Национальный холдинг «КазАгро».
21 ноября 2011 года готовый авиазавод был презентован главе государства. С взлетной полосы предприятия взлетел и совершил показательный полет самолет «Фермер-2», который пригнали из российской Казани и нанесли на него символику Казахстана. Серик Ахметов тогда пообещал президенту, что не позднее, чем через год, в небо поднимется как минимум десяток таких же самолетов, на которые уже есть заявки от казахстанских фермеров. Если быть точным, президенту страны было сказано, что заказы есть на три года вперед. Более того, в планы предприятия входило выпускать и легкие пассажирские самолеты «Сункар» казахстанской разработки. Но ни «Фермеры», ни «Сункары» так и не были выпущены. Завод с трудом осилил выпуск нескольких мелких деталей и «завис».
Ни в 2012, ни в 2013, ни в 2014 году казахстанские самолеты так и не взлетели в небо…
Дошло до того, что глава государства пропесочил прожект г-на Ахметова на одном из совещаний правительства. Но и это мало что изменило в судьбе завода, включенного в число прорывных проектов.
После резкой критики президента в Караганде вновь было выказано подобие бурной деятельности. Теперь уже бывший аким области Бауржан АБДИШЕВ клятвенно пообещал, что до конца 2014 года два самолета все же будут выпущены. В качестве
подстраховки даже заключили контракт со словенской фирмой Pipistrel, которая поставила три сборных легкомоторных самолета. Все что нужно было – сделать отверточную сборку и ради очередной показухи организовать пресс-тур для СМИ. Но даже и это руководству предприятия и экс-акиму области г-ну Абдишеву оказалось не по силам. Более того, таможенники были вынуждены арестовать присланные самолеты, так как завод не заплатил 32 миллиона тенге таможенных платежей и налогов. 30 июня по этому факту возбудили уголовное дело по ст. 214 УК РК «Уклонение от уплаты таможенных платежей и сборов».
И вот, наконец, 15 июля стало ясно, что карагандинский авиазавод признан не прорывным, а безнадежным проектом. Как заявил на совещании заместитель акима Карагандинской области Асылбек ДУЙСЕБАЕВ, решено больше не грезить небом, а спуститься на землю. Завод «КазАвиаСпектр», за три года не выпустивший ни одного самолета, будет перепрофилирован. Что будут выпускать в его цехах, пока не известно. Может, хоть производство сковородок или детских горшков освоят.