Как депутаты заботятся о качестве дорог
Понедельник, 10 апреля, выдался невыносимым для депутатов мажилиса. Мало того, что вдобавок ко всем законотворческим мукам они были вынуждены заслушивать речь министра по инвестициям и развитию Жениса КАСЫМБЕКА о развитии транспортно-логистической инфраструктуры, так еще журналисты без конца преследовали их расспросами о повышении зарплат.
- Вспотел я уже, - вытирая пот со лба устало выдохнул депутат Бахытбек СМАГУЛ после того, как телевизионщики закончили пытку вопросами о его зарплате и частной собственности.
О состоянии дорог депутаты, во всяком случае некоторые из них, были осведомлены достаточно хорошо.
Председатель Комитета по экономической реформе и региональному развитию мажилиса Нуртай САБИЛЬЯНОВ в содокладе привел множество примеров, когда участки трасс, построенные и отремонтированные в рамках реализации программы «Нурлы жол», разрушаются уже в первый год эксплуатации.
- В связи с этим, видимо, министерству и правоохранительным органам необходимо провести аудит и ревизию по качеству сдающихся в эксплуатацию автодорог с привлечением общественности, независимых экспертов. А национальной компании «КазАвтоЖол» необходимо работать с добросовестными компаниями, которые выполняют контрактные обязательства, - предложил Сабильянов (на снимке в центре).
По его данным, для реализации семи направлений программы «Нурлы жол» на период с 2015 по 2019 годы предусмотрено 5 трлн 300 млрд тенге.
Из них только на развитие автомобильных магистралей направят 2 трлн 400 млрд тенге.
В свою очередь, министр по инвестициям и развитию Женис Касымбек (на снимке) напомнил, что после завершения ремонта и строительства дорог по госпрограмме до 2020 года, казахстанцам придется платить за проезд по дорогам республиканского значения.
За счет этого, по предварительным расчетам, в госсбюджет ежегодно будет поступать примерно 30 млрд тенге.
- По мере завершения данных проектов будет поэтапно внедряться система взимания платы, которая должна обеспечить самоокупаемость содержания дорог и снижения нагрузки на бюджет. (…) Мы считаем, что переведя 7 тысяч километров дорог в платность, мы сможем обеспечить полное содержание всех оставшихся дорог без участия республиканского бюджета, - сказал министр.
А вот в союзе транспортников считают, что платить за дороги должны и иностранные перевозчики. К тому же в ходе правчаса они предложили снова создать Министерство транспорта, а компанию «КазАвтоЖол» сделать национальным оператором по строительству и содержанию дорог республиканского значения.
- Предлагаем правительству, местным и исполнительным органам решить вопрос достаточных средств для содержания автомобильных дорог за счет введения платности дорог, различных налоговых сборов, прежде всего, от иностранных перевозчиков. (…) Предлагаем законодательно определить статус акционерного общества «КазАвтоЖол» как полномочного национального оператора по строительству и содержанию дорог республиканского значения, - сказал представитель союза.
Вопросы о причинах размыва талыми водами участков новых дорог в разных регионах депутаты задавали министру множество раз.
Женис Касымбек одинаково отвечал, что все недостатки подрядчики устранят за свой счет, и что качество новых дорог, по его мнению, в целом хорошее.
- В 2001-2005 года в рамках госпрограмму было выделено более 350 миллиардов тенге. На дорогу Астана-Боровое было потрачено много денег неэффективно, потому что эта дорога была двухполосная. Министр, который был до вас, сказал, что эти дороги будут эксплуатироваться 20-30 лет. К сожалению, через 3 года дороги пришли в негодность. Вы же знаете, сколько средств мы потратили, - заметил депутат Омархан ОКСИКБАЕВ в своем предисловии к вопросу о качестве строящихся дорог.
И вдруг принялся перечислять свои вопросы, чем разозлил вице-спикера Владимира БОЖКО, выучившего фразы на казахском языке и очень кстати применявшего их с самого начала правчаса, когда нужно было давать слово выступавшим.
- Омархан Нуртаевич, вопрос конкретно, - на этот раз по-русски перебил он Окскбаева.
- Это вопрос. Могу по-русски сказать, если вам непонятно, - огрызнулся Оксикбаев и продолжил свою речь.
Выслушав еще несколько вопросов и ответов, депутат Абай ТАСБОЛАТОВ предложил поскорее перейти к выступлениям.
- Мудрое предложение, - похвалил его Божко.
- Да хватит уже, - прося о немедленном завершении правчаса, нетерпеливо зашумели другие парламентарии, когда вице-спикер дал разрешение коллегам выступить.
Но слово депутату Загипе БАЛИЕВОЙ все-таки досталось. Уполномоченная по правам ребенка потребовала, чтобы чиновники провели месячник безопасности перевозки детей, отметив, что в прошлом году на дорогах погибло 249 несовершеннолетних граждан.
- Во всех придорожных кафе в отелях должен быть предусмотрен сервис для детей — это детское питание, детские комнаты, теплая вода и теплые туалеты несмотря на уровень отдаленности и сервиса, - отметила она.
Касымбек данное предложение оставил без комментариев. Да и от самой Загипы Балиевой, как впрочем и от других парламентариев, обычно требуется не больше, чем просто выступление с трогательными и нереализуемыми пожеланиями.
Завершая правительственный час, депутаты порадовали министра добрыми словами напутствия, а в личных беседах просили улучшить вип-терминал столичного аэропорта.
Фото автора