Уровень коррупции в таможенных органах в 10 раз выше, чем в налоговых
В Казахстане размер взятки по вопросам таможенной очистки товаров и проведения дополнительной проверки по стоимости товаров составляет в среднем 100-110 тыс. тенге, говорится в сообщении ассоциации налогоплательщиков Казахстана, передает КазТАГ.
Как отмечается, регулярно с 2007 года ассоциация на основе социологических опросов проводит мониторинг качества налоговых услуг. В 2015 году, помимо налоговых, оценивались также таможенные услуги и работа службы экономических расследований (СЭР).
«По результатам опроса, размер взятки наиболее высок для таможенной очистки товаров и проведения дополнительной проверки по стоимости товаров (100-110 тысяч тенге в среднем), ликвидации юридического лица (70 тысяч тенге), однако и за другие услуги платится неофициальное вознаграждение по 5-20 тысяч тенге», - указывается в информации, распространенной в среду.
При этом способы передачи вознаграждения варьируются - через посредников, знакомых, непосредственно сотруднику.
«Уровень коррупции в таможенных органах в 10 раз выше, чем в налоговых (6,9% против 0,7%). Наиболее коррумпированная услуга - это таможенный контроль на границе - с показателями 19,5% (дача нелегального вознаграждения) и 13,1% (оказание услуг по знакомству). В отдельных регионах коррупционность достигает 40%», - подчеркивается в тексте.
Кроме того, высокая коррупция наблюдается и при прохождении границы физическими лицами - 7,8% из них дали нелегальное вознаграждение. Также достаточно коррупционными являются: проведение дополнительной проверки по стоимости товаров (5,3%), решения по классификации товаров и сверка расчетов (3,5-3,8%).
«Среди налоговых услуг наиболее коррупционной осталась ликвидация юридического лица или прекращение деятельности ИП. Самыми неблагополучными в этом отношении являются Мангистауская, Жамбылская и Актюбинская области», - отмечается в сообщении.
Вместе с тем, согласно данным ассоциации, за восьмилетнее проведение мониторинга дача нелегального вознаграждения в налоговых органах снизилась с 5% в 2008 году до 0,7% в 2015. При этом доля потребителей электронных услуг в 2015 году достигла по налоговым услугам для бизнеса - 35%, для населения - 24%, по таможенным услугам - 8,4%. Исследование показало, что электронный способ оказания услуг снижает коррупцию примерно в 4 раза.
«Удовлетворенность услугами налоговых органов в среднем составила 83,5%, услугами таможенных органов - 70,9%, службы экономических расследований (бывший финпол) - 59%. Низкий балл удовлетворенности может интерпретироваться как низкая эффективность оказания услуг, в частности, это означает, что 31% расходов на таможенную службу и 41% расходов на профилактику экономических преступлений не приводит к результату», - утверждается в информации.
Как сообщается, наиболее слабыми звеньями оказания услуг являются: техническая оснащенность, работа серверов, компьютеров, сканирующего оборудования, актуальные особенно для таможенных услуг; электронная коммуникация через интернет или по телефону; условия получения/ожидания услуги.
«Проблемными услугами являются налоговые проверки и обжалование, таможенные проверки и жалобы, а по СЭР - разъяснение интересующих вопросов и профилактика экономических преступлений, по которым набирается едва ли половина удовлетворенных качеством услуги», - отмечается в тексте.
По регионам самая низкая удовлетворенность услугами налоговых органов в среднем по 10-балльной шкале наблюдается по Астане, Восточно-Казахстанской, Мангистауской областям (7,5-7,8 балла), услугами таможенных органов – по Мангистауской, Алматинской областям и Астане (6,4-6,9 балла), услугами СЭР – по Актюбинской, Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Жамбылской и Атырауской областям и Астане (5,9-6,9 балла).
«Услуга «таможенный контроль на границе» была оценена на шестнадцати таможенных постах, из которых высшие оценки по удовлетворенности получили Калжат, Капланбек (9 баллов из 10), Майкапчагай, Сарыагаш и Жибек жолы (8,2-8,8 балла). В нижней трети списка находятся Сыпатай батыр, Карасу и Кордай (3,1-7,1 балла)», - подчеркивается в сообщении.
В свою очередь, опрос служащих органов государственных доходов показал, что наиболее острыми вопросами остаются недостаточная мотивация, размер оплаты, материально-техническое обеспечение, базы данных с другими госорганами, связь оплаты с хорошим обслуживанием. Основная проблема состоит в том, что существующая система материальных поощрений слабо привязана к результатам работы и качеству обслуживания потребителей.
Исследование было проведено во всех регионах Казахстана и включало в себя опрос 13 424 респондентов, потребителей налоговых услуг – 6 747, таможенных услуг – 5 700 человек, а также 977 поставщиков услуг.