"Сырая" информсистема на границе с РФ: в Минфине считают иначе

2187 просмотров
0
Ярослава Богатырева
Вторник, 27 Мая 2025, 18:00

Электронная очередь помогает не только навести порядок, но и пополнить бюджет, сократив коррупционные риски, считают в ведомстве

Фото: Павел Михеев/Liter.kz.

Система бронирования очередей на казахстанско-российской границе вызвала критику костанайских перевозчиков. Однако разработчики уверены: дело вовсе не в системе. Свою позицию редакции озвучил вице-президент АО "Информационно-учётный центр" Минфина РК Азамат КУРМАНОВ.

- Азамат Алпыспаевич, давайте с самого начала. Электронный сервис бронирования очереди "CarGoRuqsat" не несёт ответственности за заторы на границе?

– Как я сказал на том самом совещании с костанайскими перевозчиками, нельзя проблемы одного пункта пропуска переносить на другие. Это разные направления. Если на границе с КНР есть сложности, это не значит, что то же происходит и на границе с Россией. Об этом говорит онлайн-статистика самого сервиса. Если зайти на CarGoRuqsat в 3-4 часа дня, например, на "Кайрак" остаётся свободными 25-30% слотов. Очередей на месяц вперёд, как на китайском направлении, там нет и не было.

Поэтому заявления о "сырой системе" – это, по сути, дезинформация. Система абсолютно рабочая. С начала года, за неполные 5 месяцев, в системе было произведено 470 тыс. бронирований по всей госгранице. В бюджет поступило более 9 млрд тенге. Для сравнения: за весь 2024 год – 800 тыс. бронирований и около 5 млрд тенге. Рост очевиден и по бронированиям, и по платежам.

– Почему так выросли поступления? Тариф стал выше?

– Тут несколько факторов. Во-первых, в конце прошлого года мы внедрили "внеочередной" режим – бронь за 100 МРП. "Обычная" стоит 1 МРП. Но есть лимит: "внеочередных" не более 15% от общего числа слотов в день. Во-вторых, в этом году электронная очередь заработала на новых пунктах пропуска – раньше её там не было. Сейчас осталось всего два пункта на границе с Россией, и запуск там тоже вскоре планируется. И, в-третьих, в целом выросло число пересечений границы. Точных цифр под рукой нет, но только по Китаю за 5 лет рост – втрое. Электронная очередь помогает не только навести порядок, но и пополнить бюджет, сократив коррупционные риски. Так как пользователи могут видеть весь реестр слотов и выданных разрешений. И важно отметить, что электронная очередь помогла решить проблему долгов за проезд по платным дорогам. Прежде чем поставить в очередь, система проверяет и такой параметр. Есть долги – забронировать не получится. Это также привело к дисциплине.

Вспомните, как раньше очередь вели вручную – в журналах акиматов или в электронной системе без интеграций и контроля. Когда мы только перенесли две эти очереди, на бумаге и в электронном сервисе, в единую цифровую систему, оказалось, что там много "левых" бронирований. В очередь для фур записывали легковушки и сельхозтехнику, только чтобы занять очередь. Оказалось, что очередь была занята на 7-9 месяцев вперед! Конечно, сейчас об этом уже мало кто помнит, то, какие сложности приходилось преодолевать. Возле пунктов крутились "помогайки" сомнительного вида. Места и бланки "дозволов" продавались по $2-3 тыс. С цифровизацией этому пришёл конец. А так да, вначале было серьёзное сопротивление: кто-то специально разжигал негатив в чатах, кто-то даже призывал бойкотировать систему. Некоторые пользователи до сих пор заваливают инстанции жалобами. А некоторые сопротивляются с помощью ботов – они выкупают слоты, забивая очередь.

– Зачем кому-то массово выкупать бронь?

– В системе два тарифа: 1 МРП и 100 МРП. Наш анализ показал: 39% тех, кто бронировал за 1 МРП в 2025 году на китайское направление, в итоге не приезжали или аннулировали бронь. Это говорит о том, что кто-то просто создаёт искусственный дефицит — чтобы потом перепродать слоты на сером рынке. Ведь после отказа бронь снова попадает в систему по той же низкой цене.

Да, у водителя может сломаться машина или ухудшиться погода. Но не у 39%! А вот у тех, кто бронирует за 100 МРП, дисциплина выше: не доехали – лишь 7%.

– Может, стоит просто поднять цену?

– Такие предложения обсуждались. Но тут нужен баланс. Для мелких перевозчиков 100 МРП – это серьёзная сумма. Поэтому, вместо повышения цен, мы предлагаем сократить долю "внеочередных" до 3% (сейчас – 15%), чтобы больше слотов продавалось по 1 МРП. Плюс планируем освободившиеся слоты выставлять уже не по 1 МРП, а по 100 – чтобы отбить охоту спекулировать.

Кроме того, прорабатываем идею гарантийного взноса – 20 МРП. Если машина не приехала дважды за 90 дней, деньги списываются в бюджет. Думаю, это будет честно и для бизнеса, и для государства. Такой барьер отсечёт спекулянтов.

– Но ведь для перевозчика с 50 машинами это значит заморозить около 4 млн тенге?

– Нет. Как только машина пересечёт границу, информация от системы "Беркут" поступит в CarGoRuqsat, и деньги разблокируются. Их можно будет сразу использовать для другой машины. Да и крупных игроков немного. В основном это мелкие ИП. Для них, да, 20 МРП – сумма чувствительная.

– Если все эти меры ввести – проблемы с КНР уйдут?

– Не только от цифры всё зависит. Главное – пропускная способность, особенно со стороны КНР. У нас на "Нур Жолы" – шесть полос, мы можем пропустить до 1,5-2 тыс. машин в день. А у них – двухполосная дорога и небольшой штат. Физически не могут больше 600 в сутки принять. Нужно согласовывать увеличение пропускных мощностей. Насколько я знаю, с 1 июня китайская сторона обещала принимать до 750 машин, а к осени – до 1000. Переговоры идут, и скоро будет межправительственная встреча в Пекине.

– Перевозчики жалуются не только на очередь, но и на проблемы с "дозволами". Вы пеняете на "помогаек", но, может, проблема с выдачей бланков?

– Да, отчасти это одна из причин, тормозящих потоки. Бланки категории С – это разрешение на проезд по территории другого государства (КНР). С мая 2023 по ноябрь 2024 они выдавались электронно через CarGoAlem, уже потом, непосредственно на границе, водитель получал его на бумаге – это занимало не больше минуты. В 2024 году было выдано 166 тыс. бланков. Для сравнения: в 2022 году – всего 50 тыс., при этом стоимость "на стороне" доходила до $3 тыс.

Но в декабре 2024 выдачу перенесли на портал eLicense.kz. Это нарушило синхронность с очередью. Машина бронирует слот – а дозвола может не получить. Вот и бронируют "впрок". Поэтому Минфин предложил вернуть всё обратно на Qoldau.kz – чтобы и очередь, и дозволы оформлялись на одной платформе. Поручение премьера уже есть, сейчас идёт передача функций обратно Минфину.

– По дозволам есть и другие претензии: якобы иностранцам больше послаблений, чем казахстанцам. Что за предвзятость?

– Все наши сервисы работают строго по правилам, утверждённым государством. Мы не можем что-то менять по жалобам. Если и есть недостатки – их нужно решать на уровне госорганов и обсуждая с бизнесом.

По иностранным перевозчикам ситуация сложнее, так как у нас нет интеграции с их базами данных, соответственно мы не можем проверять некоторые параметры. К примеру, некоторые крупные иностранные перевозчики баловались тем, что видоизменяли госномера, то есть где-то ставили пробел, где-то нет. Где-то делали запись на латинице, где-то на кириллице и подобные трюки. За счёт этого они бронировали за собой огромное количество слотов. Мы их выявили и заблокировали в системе на 90 дней, как предполагают условия пользовательского соглашения. После чего были жалобы в АП, в правительство и даже иски в суд. Мы выиграли.

- Условно говоря, иностранцы просто злоупотребляют тем, что они иностранцы?

- Можно сказать и так. Не все, разумеется. Но и мы не стоит на месте. Сейчас для идентификации пользователей и их работы в системе она требует ЭЦП, SMS-подтверждение или биометрическую идентификацию. Кроме того, сейчас система перепроверяет VIN-коды, сверяет данные транспортных средств с базами страховых компаний, высылает код подтверждения в WhatsApp и так далее. Прорабатывается подтверждение через китайский WeChat, чтобы упростить работу в системе для китайских перевозчиков. То есть постоянно что-то нарабатывается для улучшения.

Например, иностранные перевозчики по Налоговому кодексу обязаны платить 30 МРП за въезд, выезд или транзит. Но, допустим, российские перевозчики по соглашению между странами освобождены от этого сбора, если у них есть казахстанский бланк. Несмотря на то, что это бланк одноразовый, на практике его могут использовать повторно. Никто не ведёт учёт. Это как охотник с разрешением на одну косулю: добыл – но в бланке пусто, и в следующий раз он едет на охоту с тем же разрешением.

Так и здесь. Из-за отсутствия контроля казахстанские перевозчики оказываются в неравных условиях. Мы предложили автоматизировать сбор этого налога через наш сервис, чтобы при пересечении границы перевозчики прикладывали скан такого бланка, и этот вопрос тоже в проработке. Технически это не сложная задача, но нужны изменения в действующие НПА.

Фото: Министерство финансов РК.

ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




баспагер
Құлдық сана дегеніміз – 500 мың теңге төлеп, қытай көлігін русификациялау.
Сможет ли Трамп заставить казахские власти суетиться
Тарифная война - это так плохо, что даже и хорошо
Подарили ли Путину, Си и Трампу казахстанские золотые килограммовые монеты к 80-летию Победы
И почему Нацбанк и КМД не хотят отчитаться за потраченные на их чеканку 30 кг чистого золота
Как Жакип Асанов поспособствовал беспределу МФО
Почему нужно допросить сенатора в ходе расследования мошенничества микрофинансовых организаций
Первая АЭС в Казахстане – почему Россия, а не Китай?
Агентство РК по атомной энергии ответило на первый шквал вопросов отечественных СМИ, посыпавшихся после выбора “Росатома” лидером консорциума
Когда Казахстан выйдет из ОПЕК+
Что лучше: ужасный конец или ужас без конца?
Бухгалтера обвиняют в присвоении более 43 миллионов тенге
Работник обещала платить налоги за ТОО со своего счёта, в результате предприятие оказалось в долгах перед налоговой и чуть не разорилось
Война Израиля с Ираном
Как всё начиналось
При Узынагаше открываются древнейшие страницы человеческого присутствия в Семиречье
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Фонд социального медицинского страхования в ВКО близок к тому, чтобы добиться удаления у детей зубов без анестезии
Некоммерческое акционерное общество победило в суде одну из стоматологических клиник
Исторический weekend. Позитивное брюзжание на тему туризма
Позитивное – потому что не с целью поругать, а с целью улучшить ситуацию
Снова об автомобильных дорогах Казахстана
Из выделенных 700 образовательных грантов на специальность “Транспортное строительство” поступил всего 41 студент
Начальник смены шахты Qarmet заявил в суде, что погибшие во взрыве горняки виноваты сами
В своих показаниях он заявил о низкой квалификации погибших, а также оставил комментарий о них в социальных сетях
В Петропавловске главу ЖКХ оштрафовали на три миллиона тенге
Причиной стали государственные закупки не по правилам
Горе-подрядчики на глазок бурили скважину и нарвались на контролёров
Теперь строительной компанией занимаются правоохранительные органы
Акимат Алматы снова отбирает землю у ЖК “Ак Бота”: теперь суд на стороне чиновников
Суд посчитал, что земля со стороны ЖК “Тау Шатыр” не приспособлена для проезда
Трое соучастников телефонного мошенничества выплатят потерпевшей 42,5 миллиона тенге
Главные организаторы аферы пока ещё так и не установлены
Ближневосточный аппетит Москве проблемами грозит
Действия арабской петромонархии целиком и полностью совпадают со сценарием 40-летней давности
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.