Казахстан собирался самостоятельно начать запускать спутники в прошлом году, теперь собирается в 2025 – что мешало, рассказал глава Казкосмоса
АО "СП "Байтерек" - второй космический совместный проект Казахстана и России - был создан еще в 2004 году для выведения спутников с космодрома Байконур экологически чистыми ракетами-носителями взамен использующей токсичные компоненты топлива ракеты "Протон".
Хотя, согласно сервису adata.kz, с 2009 по 2014 годы АО меняло официальный вид деятельности с “деятельность космического транспорта” на “оптовая торговля широким ассортиментом товаров без какой-либо конкретизации”, вероятно, не надеясь на то, что и из второго совместного проекта выйдет что-то космическое.
Сейчас же вновь решено, что с “Байтерека” Казахстан начнет уже, наконец-то, сам запускать спутники при помощи ракеты "Союз-5". Российская сторона обеспечивает финансирование и создание ракет-носителей. Казахстанская сторона обеспечивает финансирование и модернизацию существующего наземного комплекса "Зенит-М" через выполнение госзадания. Вероятно, для придания проекту большей весомости и достоверности в марте этого года руководить АО "СП "Байтерек" был назначен космонавт Айдын АИМБЕТОВ.
Как сказано на сайте премьер-министра РК, строительство космического ракетного комплекса ”Байтерек” ведется на базе инфраструктуры КРК "Зенит-М". После вывода площадки из аренды российской стороной в 2018 году объект находится в эксплуатации казахстанскими специалистами. Завершение работ запланировано на май 2028 года, при этом первые летные испытания планируется запустить уже в 2025 году. Проектная мощность комплекса составляет 6-8 пусков ракет в год. В этом году на его строительство направлено 14,7 млрд тенге, вопрос выделения оставшейся части средств будет проработан дополнительно.
- Мое мнение, что за все время существования нашего первого совместного с Россией космического совместного предприятия - РКК “Байконур” - никакой пользы для космической отрасли Казахстана не было, - говорит председатель аэрокосмического комитета минцифры Баубек ОРАЛМАГАМБЕТОВ (на снимке). – Модернизацию же наземного комплекса "Зенит-М" в рамках проекта “Байтерек” мы доведем до конца. Это безлюдный старт, там все автоматизировано, Михаил Кузьмич ЯНГЕЛЬ об этом подумал после страшной аварии 24 октября 1960 года. Там изначально был спроектирован комплекс с двумя стартами, чтобы аппараты могли запускаться с разницей в два часа, планировалось даже космонавтов оттуда отправлять. Первая ступень падает на территорию Казахстана либо на территорию России в зависимости от траектории, вторая – в мировой океан и третья – это разгонный блок, который выносит спутники до места назначения. Комплекс ввели в эксплуатацию в 1988 году, и до 2017 года там проводились пуски спутников. В 2018 году нам этот комплекс передали, он сегодня в рабочем состоянии, мы обучили всех специалистов, они сертифицированы и допущены к работам. Если бы ракетоноситель “Зенит” был бы готов, мы бы делали запуски. Но, к сожалению, этого ракетоносителя нет, потому что он российско-украинский. Двигатель первой ступени, обтекатель и многие другие комплектующие производились в Российской Федерации. Система управления, вторая ступень и общая сборка производились в Украине на Южмаше имени Макаренко в городе Днепропетровске, который сейчас – Днепр. Потом ракеты привозили сюда и запускали. Понятно, что с момента, скажем так, других отношений между Украиной и Россией, с 2014 года, эта кооперация развалилась, но до 2017 года еще запускались уже изготовленные ракетоносители.
- А вот такой наивный вопрос для ура-патриотов: мы у себя чисто гипотетически, несмотря на нашу традицию “отверточной сборки”, могли бы когда-то наладить такое производство и отказаться от сотрудничества с Россией в запуске спутников?
- Любой, кто занимается космической деятельностью, мечтает, чтобы его страна обладала такими технологиями, но в ближайшее время мы не в состоянии сделать свой ракетоноситель, так как для этого необходимо отработать очень много технологий, в особенности ракетные двигатели, топливную систему ну и просто много комплектующих. Ракетная техника отличается от другой. Если вы производите компьютеры, автомобили, вы всегда можете обратиться к держателям этих технологий, построить с ними совместное предприятие или эти технологии купить. Ракетные технологии секретные, в мире действует режим их нераспространения, жестко отслеживаются все их передвижения, и страны ими не делятся вообще. А самим изобретать очень долго и дорого, но, надеюсь, мы к этому когда-нибудь придем. Мы сейчас идем по пути эксплуатации ракетоносителей. Сначала научимся их запускать. Сейчас готовимся запускать ракетоноситель “Союз -5” грузоподъемностью 17 тонн, уже первые экземпляры готовятся в РКЦ “Прогресс” Самаре для пробного пуска в следующем году. Они же и “Союз-2” изготавливают, который с грузовым кораблем полетел с “Байконура” 15 августа.
- Чем отличаются эти Союзы?
- У “Союза-5” грузоподъемность в два раза больше. Мы сможем осуществлять кластерные пуски, когда в контейнеры размещены 50 или 100 спутников и уже на орбите они раскидываются. А если спутник надо доставить на геостационарную орбиту, то он уже выносится один. У нас, как известно, несколько рабочих орбит, геостационарная находится в 35-36 тысячах километрах от поверхности земли на уровне экватора. Спутник на ней неподвижен относительно Земли, его угловая скорость вращения равняется угловой скорости самой Земли. У нас на геостационарной орбите стоят два спутника KazSat, обеспечивая телевещание и связь.
Средние орбиты - от шести до восьми тысяч километров - больше используются для навигационных спутников, таких как GPS, так называемых "24 плюс". Более 24 спутников должно быть, чтобы обеспечить полное покрытие и навигация работала. Они крутятся вокруг Земли друг за другом на определенном расстоянии.
Есть еще ниже телекоммуникационные орбиты – от полутора тысяч километров до 800 для таких спутников, как Starlink, которые обеспечивают качественную связь. У них скорость интернета, понятное дело, намного лучше, чем у геостационарных, это простая физика. Но возникает другая проблема – они уже стационарно не стоят, поэтому надо обеспечить большое количество спутников, которые перехватывают друг у друга сигналы, и еще обеспечить их бесперебойное сообщение, чтобы не было аварий. Это конвейерное производство, если что-то вышло из строя, нужно быстро заменить. Это требует очень больших инвестиций, и на сегодняшний день только несколько компаний могут себе их позволить. Одна их них – британская компания OneWeb, которую купила европейская компания Eutelsat, которая будет конкурировать со Starlink и которая разместила свой региональный хаб в Алматы, установив на земле нашего центра управления спутниками 17 антенн. Оттуда теперь управляется Казахстан, Центральная Азия и Азербайджан.
- Starlink же у нас в двух тысячах школ в труднодоступных местах, где нет оптоволокна, обеспечивает высокоскоростной широкополосный доступ к интернету, но не везде он подключен, потому что захватывается территория других государств.
- Абсолютно верно, есть такая проблема, что компания SpaceX ограничивает работу своих Starlink. Не думаю, что этот вопрос связан с санкциями, это связано с тем, что они еще не легализовались в России и Китае, а западные компании стараются соблюдать комплаенс. Но у Starlink есть будущее в Казахстане, мы сейчас этот пилотный проект в школах отработаем в части соблюдения нашего законодательства по информационной безопасности. И когда отработаем, в законодательство будут внесены изменения. Простой пример – если в этих школах у детей обнаружится контент, который у нас в стране запрещен, чтобы была техническая возможность вместе со SpaceX его блокировать. Но есть еще и другие инициативы. К примеру, Джефф БЕЗОС в дочерней компании Amazon тоже хочет создать конкуренцию Маску и запустить свою группировку спутников Kuiper, мы тоже с ним ведем переговоры.
- Возвращаясь к “Байтереку” - почему его так долго строят, если все и так практически уже построено еще в советские времена и его должны были просто модернизировать и запустить еще в прошлом году?
- Абсолютно верно, в 2020 году мы заключили соглашение, в 2023 году должны были сделать первый пуск, в 2024 второй, в 2025 – третий, и с 2026 начать коммерческую эксплуатацию. Были сложности. Что там говорить – логистические цепочки оборвались у многих коопераций с учетом санкций и других факторов. Кроме того, эскизный проект, который был готов к 2022 году, потребовал внесения нескольких кардинальных технических изменений в части разгонного блока и обтекателя, чтобы проект в дальнейшем был коммерчески привлекателен. Сейчас работы возобновлены, и ожидаем в 2025 году первый пуск и коммерческую эксплуатацию с 2028 года.
Продолжение следует.
Фото и видео: Ⓒ Ratel.kz / Ольга Воронько.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!