?> ?>

Будут ли у Казахстана российские ракетоносители вместо российско-украинских

1157 просмотров
0
Ольга ВОРОНЬКО
Вторник, 20 Авг 2024, 15:00

Ratel.kz предлагает продолжить экскурсию по Байконуру и поразмышлять – имеет ли второе казахстано-российское космическое СП больше шансов, чем первое

Начало здесь.

На экскурсии по музею космонавтики на космодроме "Байконур" самым захватывающим является, без сомнения, макет орбитального корабля многоразового использования "Буран". Самого крутого корабля, когда-либо создававшегося в мире, который при помощи ракеты-носителя "Энергия" поднялся в космос только один раз. Экскурсоводы могли бы водить туристов и по настоящему кораблю, но его уже три года не могут отобрать у бизнесмена и кинопродюсера Даурена МУСЫ.

"Буран" был настоящим чудом

Сначала послушайте историю "Бурана", в создании которого в советские годы было задействовано 1200 предприятий, 86 министерств и ведомств, и практически вся огромная страна СССР - 2,5 миллиона человек по всему Союзу. Это была самая успешная в техническом плане, дорогая и длительная программа советской космонавтики, благодаря которой, собственно, и вырос город. Только одна небольшая плитка обшивки корабля 20 на 20 сантиметров стоила 400 рублей при зарплате инженера 200. И все это, увы, только ради одного единственного успешного запуска в 1988 году. А мог бы возить в космос по 10 космонавтов и 30 тонн грузов, а вывозить с орбиты 25 тонн. Мог поднять в космос спутник или подлететь к заданному месту, забрать спутник и в нормальном виде спустить его на землю. Сейчас спустить с космоса спутники невозможно, они сгорят в плотных слоях атмосферы.

- "Буран" - это единственный наш корабль многоразового использования, с крыльями, обогнавший свое время, - рассказывает руководитель управления "Казкосмоса" на космодроме "Байконур" Амангельды БЕКИШЕВ (на снимке). – Сейчас у нас космические корабли "Союз", они без крыльев, долетают до станции, затем возвращаются на землю, и на этом все - экспонат. Буран - это аппарат, который одновременно является и космическим кораблем, и орбитальным самолетом. Его пока не превзошли по уровню. Многоразовые американский "Space Shuttle" и "Starship" Илона МАСКА – продолжение темы "Буран-Энергия". Но они экономически нецелесообразны. В 2002 году у нас был трагически случай - обрушение кровли, и этот побывавший в космосе "Буран" пострадал. Сейчас в ракетно-монтажном комплексе находится второй "Буран", который был готов к запуску на 90 процентов, и его макет.

Первое российско-казахстанское космическое СП - образец вреда

Оставшийся целым второй "Буран" и его макет в 1996 году оказались собственностью так называемого инновационного совместного предприятия "Аэлита" (КРИСП "Аэлита" в 2013 было переименовано в АО "Ракетно-космическая компания "Байконур"). Это АО Казахстан и Россия создали в 1997 году "для реализации совместных космических проектов и содействия развитию аэрокосмических отраслей на территориях стран участников Общества".

Читайте также
Как глава управления "Байконура" пнул главу аэрокосмического комитета

Учредителем со стороны России было ОАО "РКК "Энергия" имени С. П. Королева", со стороны Казахстана – РГП "Инфракос". Доля каждого в уставном капитале составляла по 50%. РГП "Инфракос" внес свою долю в виде движимого имущества – 14 боковых блоков "А" ракеты-носителя "Энергия". На тот момент это имущество оценивалось в 14,8 млрд тенге. Еще в уставный капитал внесли: комплекс зданий и сооружений на улице Набережной, 21, в городе Байконыре, изделие 11Ф35, заводской номер 2К1 – под таким именем в документах значится корабль "Буран", и макет изделия 11Ф35. В свою очередь второй учредитель ОАО "РКК "Энергия" им. С.П. Королева" должен был внести в уставный капитал 50% доли в виде "ноу-хау", патенты, денежный взнос (по факту внесен только денежный взнос). Однако 12 мая 2002 года из-за обвала крыши были разрушены 14 боковых блоков "А" ракеты-носителя "Энергия" – то самое имущество, которым Казахстан вошел в совместное предприятие. После этого происшествия учредители провели собрание и уменьшили размер уставного капитала. В результате доля участия оказалась следующим образом: ОАО "РКК "Энергия" им. С.П. Королева" 99 шт. акций; РГП "Инфракос" 24 шт. акций.

Чем таким ценным занималось это "инновационное" СП, доподлинно неизвестно. По данным сервиса adata.kz, сейчас его вид деятельности значится как исследования и разработки в области естественных и технических наук и строительство инженерных сооружений, в прошлом году компания выплатила 1900 тенге налогов, в этом – ноль. Создается впечатление, что руководство и учредители АО "РКК "Байконур" активизировались только для растасовки акции. Часть из них доставалась то руководителю РГП "Инфракос" Николаю КОВАЛЕНКО, то управляющему директору РКК "Байконур" Владимиру ШИРИНУ, а в итоге 80 процентов акций оказалось у бывшего гендиректора РКК Даурена Мусы. В 2021 году Муса с главой госкорпорации "Роскосмос" Дмитрием РОГОЗИНЫМ на потеху публике устроили бурную переписку в соцсетях, деля "Бураны" - настоящий и его макет. Рогозин стенал, что шаттл плохо содержится и хранится и его кто-то разрисовал, Муса отвечал, что готов обменять корабль на голову хана Кенесары, по легенде хранящуюся в кунсткамере.

- Я не знаю как в ракетно-космической компании появился господин Муса, ставший мажоритарным акционером, - говорит председатель аэрокосмического комитета минцифры Баубек ОРАЛМАГАМБЕТОВ. – С 2019 года комитет по госимуществу совестно с нами подавали иски о признании недействительными ряда корпоративных решений в компании. Суд признал незаконным решение об уменьшении размера уставного капитала и решение о реализации акций Коваленко и Ширину, которые затем продали их Мусе. Сейчас идет исполнение судебных решений, которые продвигаются очень сложно. То повестку Мусе не могут вручить, то он отказывается исполнять решение суда.

Сейчас АО "РКК "Байконур" возглавляет Эльмира САГАДИЛДАЕВА, которая также является руководителем алматинского коллекторского агентства "Дебтус". Так что в космосе у нас разбираются ну просто абсолютно все – от кинодеятелей до выбивателей долгов. Инженеров не нужно.

Почему буксует второй совместный космический проект "Байтерек"

АО "СП "Байтерек" – второй совместный проект Казахстана и России, являющийся космическим ракетным комплексом, был создан в 2004 году для выведения космических аппаратов с космодрома Байконур экологически чистыми ракетами-носителями взамен использующей токсичные компоненты топлива ракеты "Протон". Почему здесь до сих пор не начали летные испытания, читайте в следующей части нашего путешествия на Байконур.

Фото и видео: Ⓒ Ratel.kz / Ольга Воронько.

ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




?> ?>
автор orda.kz
Воровской общак – это святое!
Чего боится председатель Верховного суда Мергалиев
Судебная администрация ВС из последних сил пытается скрыть представления председателя Верховного суда
"Прокладка" отозвала ходатайство, по которому председатель Верховного суда Мергалиев вынес представление в коллегию
Имиджевые риски оказались слишком высоки после предания Ratel.kz ситуации публичной огласке
Устроивший ДТП мопедист признан свидетелем аварии
В Алматы судят водителя минивэна, не сумевшего увернуться от мопеда с пассажиром
Крепкое слово премьера Бектенова: захотел – дал, захотел – забрал
Ещё один случай рассинхронизации действий правительства
Полуоткрытая власть: почему заметных улучшений в качестве госуправления пока ждать не стоит
Усилия прошлых лет по росту открытости власти большого эффекта не имели
Кто в США "друг Путина", а кто нет
Как "помогают" победе Украины уже 2,5 года
Смертоносный скорпион: вся правда про неизменного соседа законопослушных казахстанцев
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Входа нет: экскурсия по заброшенному памятнику ЮНЕСКО
Древнее городище Талхиз планомерно уничтожается равнодушием и бесхозяйственностью тех, кто должен заниматься его развитием
Почему миллиарды Сатыбалды не пошли пострадавшим от паводков
Деньги, которые сдают государству отечественные миллиардеры, пойманные на нетрудовых доходах, лежат в спецгосфонде мёртвым грузом
В Усть-Каменогорске подрядчики оставили без электричества тысячи человек
Жители пытались выйти к дороге, чтобы привлечь внимание акимата, но их блокировали сотрудники полиции
На врачей возбудили уголовное дело после смерти 6-месячного младенца
Малыш умер из-за того, что медики не оказали своевременную помощь. Вместо того чтобы экстренно его спасать, они отправили его более чем за 300 километров в Актобе
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Что за дикари разрушают петроглифы ради щебня и цемента
Вмешаться должен уже сам президент
Казахская сказка о мальчике Бату стала хитом Amazon
Книга как отложенное оружие мира
Ратель. Лучшее за 2022 год. Аналитическая служба Ratel.kz
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.