Министр образования попытался удивить депутатов масштабами грядущей цифровизации
Министр образования Ерлан Сагадиев в понедельник, 19 марта, на правительственном часе в мажилисе рассказал о том, что его ведомство подготовило новую концепцию цифровизации, которая должна ответить на основной вопрос: какого результата достигнет Казахстан – учителя, правительство и население.
- Во-первых, это тотальная цифровая доступность и мобильность. Это означает что учитель, директор школы, родители или дети должны из своего мобильного телефона загрузить информацию. Он должен видеть домашнее задание, свои оценки, не выходя из дома. Вместе с тем мы можем создать телефонную версию таких услуг как подача заявления на поступление в школу, колледжи, вузы, не выходя из дома, - сказал он.
Также новая концепция включает в себя общую электронную базу учебных занятий, прозрачность и справедливость для населения, то есть возможность видеть информацию о распределении грантов в вузы, получении аттестации депутатами, продвижение очереди в детском саду и другое.
Для этого требуется улучшение материально-технической базы школ.
- Акиматы должны будут приобрести более 11 тысяч единиц мультимедийного оборудования. У нас заем Всемирного банка сейчас рассматривается. В основном около 70 процентов из них пойдет на видеооборудование. Задача довести оснащение классов, что в аулах, что в городах, до 80 процентов, - отметил Сагадиев.
Он рассказал, что с этого года информатика в школах будет вводиться с 3 класса. Кроме того, будут актуализированы программы 5-11 классов в части пересмотра языков программирования.
- Языки программирования быстро меняются, об этом мы знаем. Поэтому наши дети должны будут обучаться по последним новым программам. Вместе с тем параллельно мы активно работаем с экспертами по возможности внедрения обучения с 1 класса. Сейчас разрабатывается проект, в дальнейшем он будет широко обсуждаться с преподавательским корпусом и общественностью, - сообщил министр образования.
Он рассказал, что уже в более чем 3 тысячах школ и Дворцов школьников введен элективный курс по робототехнике.
- Задача на сегодня – оснащать кабинеты робототехники комплектами. В прошлом году за счет средств местных исполнительных органов и университетов закуплены около 400 полных кабинетов. Эту работу мы будем продолжать… Вместе с тем сейчас осуществляется инфраструктурное развитие школ. Сейчас 99 процентов школ подключены к интернету, из них к скоростному интернету подключено уже 62 процента школ. На сегодняшний день 2479 школ подключены к wi-fi. Всего 35 процентов школ подключено к wi-fi, - доложился Ерлан Сагадиев.
Правда, в плане обеспечения школ качественным интернетом все оказалось не так гладко. Депутаты выдали информацию, что в 88 казахстанских школах нет вообще никакого интернета.
Да и освоение средств на его подключение хромает.
- В 2017 году на закуп услуг по подключению школ к сети интернет в рамках трансфертов общего характера из республиканского бюджета в местные исполнительные органы было выделено 3,6 миллиарда тенге. По итогам года 700 миллионов тенге не было освоено. Выборочные проверки качества подключения школ к сети интернет показали несоответствие заявленной и реально оказываемой ширины канала подключения. В текущем году на эти цели выделено более 3 миллиарда тенге снова. В этой связи, на наш взгляд, необходимо проведение аудита по всем регионам на предмет реального исполнения договора, - отметила депутат Гульнар ИКСАНОВА.
Досталось Ерлану Сагадиеву и за информационные системы.
В частности, за состояние Национальной образовательной базы данных, на годовое сопровождение которой в 2018 году выделено 89 млн тенге, а на техническое обслуживание – 179 млн тенге.
- База статична, данные заполняются в ручном режиме. Вход для управления образования и школ в нее закрыт. И сведения не становятся основой для планирования региональных бюджетов и управленческих решений. Сведения в ней не актуализируются… Кстати, при проведении актуарных расчетов модели обязательного медицинского страхования одной из проблем объективности расчетов были некорректные сведения по базе НОБД, - заявила Иксанова.
При этом инструкция по заполнению НОБД в средней школе, по данным депутата, включает в себя 290 показателей, а учителя заполняют ее вручную.
При заполнении базы происходят частые сбои, что соответственно приводит к исчезновению заполненных данных и необходимости повторного их набора.
Не лучше дело обстоит с другой базой – Единой системой управления высшим образованием, на сопровождение которой в бюджете заложено более 34 млн тенге.
Как выяснилось, по этой базе до сих пор отсутствует регламент ее использования вузами, нет нормативно-правовых актов, а ее функциональные возможности крайне низки.
- Поэтому вузы направляют отчеты в МОН в бумажном виде или сами выбирают другие системы. О несовершенстве системы свидетельствует факт, что около 40 тысяч молодых людей студенческого возраста сейчас никак не формализованы в системе ОСМС. Собственно, это та категория людей, включая самозанятых, которые никак не формализованы. Вследствие того, что базы – ни НОБД, ни ЕСУВО – не актуализируются. У нас 5 миллионов детей в этих базах, - сообщила Гульнар Иксанова.