Комиссия из Министерства образования так и не смогла убедить родителей школьников в преимуществах новых учебников русского языка для 5 и 7 классов
В среду, 27 сентрбря, уральские родители, написавшие письмо президенту страны, просили ввести мораторий на обновленные учебники русского языка, так как считают, что его содержимое наносит духовный и нравственный вред детям. Министерство образования и науки (МОН) среагировало на это заявление быстро, и уже в пятницу, 29 сентября, комиссия из 10 чиновников была в областном центре.
А был ли министр?
Изначально делегация МОН планировала встретиться только с отдельными представителями инициативной группы, но после отказа последних было решено собрать всех. Учителя тем временем обзванивали родителей с просьбой отказаться от выступлений, а последние сообщали об этом журналистам.
Первое совещание прошло утром в СОШ №36 - с директорами школ. Мероприятие тщательно охраняли сотрудники департамента внутренней политики. Журналистов, например,туда не пустили. Но присутствовавшие там позже рассказали: якобы совещание провел министр образования и науки РК Ерлан САГАДИЕВ, который прилетел в область, несмотря на свой день рождения и грядущий День учителя. Впрочем, официально ни в акимате области, ни областном управлении образования журналистам эту информацию не подтверждали.
Министра ждали и в СОШ №7. Хотя по табличкам на столе президиума было понятно – встреча пройдет без него. Но Сагадиева участники встречи все же увидели - он поздравил уральских педагогов с Днем учителя с экрана.
- Мы готовим детей, прежде всего, для сегодняшнего дня и для будущего! - прозвучал голос министра.
В 16.00 актовый зал школы заполнился до отказа: одну часть заняли директора школ, учителя-ветераны, чиновники горакимата и депутаты. Другую – родители.
На амбразуру общественного возмущения бросили советника министра, она же модератор мероприятия, Майраш ТАКЕНОВУ (на снимке). Чиновница быстро двигалась вдоль рядов зала, передавая микрофон желающим сказать о преимуществах модернизированной системы образования Казахстана.
«И Сабитова стресс испытала»
- Это не патриотично идти против нового, против модернизации образования, - заметила директор центра образовательных программ ФОО «Назарбаев интеллектуальная школа» Жанар АБДИЛЬДИНА, показывая на слайдах, какие инновации внедрили в казахстанскую сферу образования.
- Мы живём в информационном пространстве. Сейчас даже войны в интернет перемещаются. Мы хотим, чтобы дети были конкурентоспособными, поэтому все ссылки - на интернет, – поддержала ее Гульмира КОЖАМКУЛОВА, представитель Центра образовательных программ.
Следом выяснилось, что учебник русского языка составлен исключительно для тех детей, которые будут обучаться в Казахстане, но по лекалу учебников для иностранцев.
- Если вы хотите, чтобы ваш ребенок поступил в зарубежный вуз, нужно нанимать репетитора, - посоветовала заведующая кафедрой в ЗКГУ им М. Утемисова Римма ЛАТЫПОВА.
Спасая новый учебник русского языка, члены комиссии «проехались» и по СМИ. Директор издательства «Мектеп» Ерлан САТЫБАЛДИЕВ выступил с откровением: автор учебника САБИТОВА «не с неба свалилась и тоже испытала стресс», и следом «открыл глаза» общественности на некоторые СМИ, которые вовсе не освещают тему спора вокруг скандального содержания учебника, а имеют, как он полагает, чисто меркантильные интересы – повышение рейтингов.
- Сабитова автор учебников за 11-й класс. Она когда ознакомилась с новой программой, тоже испытала стресс и протест, - рассказал издатель. - Но она его перешагнула и смогла переломить себя. Я и сам человек протеста - с нелегким характером… Но у нас цели одни - благополучие детей. А тут вырывают из контекста отдельные упражнения, а учебник в целом надо рассматривать… Журналистика пожелтела. Такая информация хорошо продается. Выстреливают пять сайтов, которые держат 75% аудитории страны. Это наша беда.
Дружить нужно с интернетом!
Почти три часа родителей убеждали: новый учебник - это прорыв в отечественной педагогике. Выступить родители смоглитолько к концу встречи.
- Мы знаем, что такое русский язык, - встала с места мать троих детей, дочь известного в Казахстане писателя Алексея СВЯТЫНИНА. - Вчера моя дочь на уроке русского изображала солнышко, и ее задачей было составить рекламу и выгодно продать себя на рынке! Объясните мне, зачем ей это нужно?
- Мы должны готовить детей к новому рынку труда, - ответили женщине.
Следующая родительница процитировала упражнение.
Она недоумевала, почему в нем демонстрируются оскорбительные высказывания в адрес одноклассников?
- Какое решение предлагает учебник? Дружить нужно не с плохими одноклассницами, а с интернетом!
- Думаете, все дети добрые и не обзываются такими словами? - парировала соавтор учебника, уральский педагог Оксана ОПРЯ.
- Это авторская позиция, и я, например, не знаю, почему автор включила туда именно эти задания, - в какой-то момент сдалась и консультант министра Такенова. – Поверьте, ваши дети не отупеют. Пусть 2-3 года поучатся по этому учебнику. Давайте попробуем! Я, например, жила в плохом районе, где было много наркоманов, и очень боялась за сына. Но если воспитать дух, стержень, то ничего не случится. Все зависит от воспитания, а не от учебника…
Зал возмущено зашумел. Все понимали: с учебником что-то не так.
Из выступлений стало понятно: задача новой методики - растить детей, не оторванных от реальности, в которых заложены базовые знания о предпринимательстве и интернете, методика отражает тенденции времени, окказионализмы типа «козивяки» хороши для развития речи, ну и в целом учебник развивает критическое мышление детей.
Выяснилось также, что к учебникам прилагается методическое пособие для учителей на 360 страницах. А после полугодового обсуждение на сайте МОН автору пришлось полностью заметить более 60 страниц учебника. В экспертной комиссии работали 130 специалистов, которые провели три экспертизы учебника. И ничего такого там не заметили.
Какие предложения?
Пытаясь сказать, что они совсем не против инноваций, родители так и не получили ответов на свои вопросы. Демонстративно люди покинули актовый зал школы.
- Вы сделали свой выбор! – обиженно крикнула вслед советник министра. - Ну вот, все ушли. Остались те, кто хочет по этому учебнику получать хорошее образование. Теперь после этой большой работы, которую мы сегодня провели, родители поймут, что мы правы.
Тут выяснилось: увлёкшись выступлениями, чиновники не записали предложения родителей, а последние минут 20 представители комиссии обращались не к ним, а к уральским педагогам, оставшимся в зале.Те внимательно слушали гостей из министерства, не смея сказать, что они не из родительской группы и им все это ни к чему, поскольку они все равно «за».
- Так нечестно, а где предложения? Мы что, зря сюда приехали? - развела руками советник министра.
Педагоги и директора школ бросились к выходу в поисках родителей, которые не успели уйти, и возвращали их.
К слову, после публикации в СМИ обращения уральских родителей к президенту страны к инициативной группе присоединились жители Шымкента и Усть-Каменогорска.
Фото автора.