В Казахстане нет равных возможностей для получения качественного образования
В Астане презентовали обзор политики по улучшению эффективности использования ресурсов в школах, подготовленный специалистами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) совместно со Всемирным банком.
Изучив работу системы школьного образования, международные эксперты пришли к выводу, что Казахстан слишком сильно экономит на финансировании средних учебных заведений. На одного ученика в Казахстане тратят около 2 тысяч долларов, тогда как в развитых странах этот показатель больше в разы.
- За минувшие 15 лет общий объем государственных средств, потраченных на школьное образование, в 10 раз меньше, чем в странах ОЭСР, - отмечается в докладе, представленном старшим аналитиком ОЭСР Пауло САНТЬЯГО.
Представители Министерства образования и науки Казахстана согласились со всеми замечаниями экспертов.
- Да, мы говорим о том, что ОЭСР, международные эксперты нам рекомендуют (тратить на школьное образование. – А.Б.) 5,6 процента от ВВП. У нас 3,7 – 4,2 процента было в лучшие годы, но здесь вопрос, конечно, экономических возможностей государства и политической воли. Политическая воля у нас есть. Глава государства неоднократно говорил, что приоритет развития государства в развитии человеческого потенциала, - сказал в ходе обсуждения презентации президент АО «Информационно-аналитический центр» Серик ИРСАЛИЕВ.
По данным отчета, в Казахстане недостаточно возможностей для полной оценки эффективности, равенства и рационального использования государственных средств, что способствует коррупции. Среди достоинств международные эксперты выделили доступность, а также гарантии получения детьми школьного образования.
Вместе с тем эксперты обеспокоены отсутствием равенства в получении качественного образования. В ходе презентации отчета этот факт также признали и казахстанские специалисты.
- Школьная система сегодня работает у нас как сепаратор, а не как социальный лифт. Сейчас созданы прекрасные условия для талантливых детей, функционируют прекрасные Назарбаев интеллектуальные школы и более 100 школ системы «Дарын» и в то же время есть некая обратная сторона. Это другие школы, которым нужно подтянуться до этих стандартов. Поэтому выводы, которые содержатся в данном докладе, о смене фокуса на более отстающие, слабые школы очень важны для нас, - сказал Серик Ирсалиев.