В пятницу, 12 августа, в Алматы открылся Монтессори-центр, созданный на средства семей, воспитывающих детей с особенностями в развитии
На верхнем снимке: Торжественное открытие Монтессори-центра.
«У вас тут уютно, почти как дома. Вы – молодцы!» - говорит кто-то из гостей, встречая Светлану САВИНУ у входа. Я попросила ее показать, как они обустроили центр. «Всё сами, своими руками», - тут же отвечает она на расспросы про оборудование для спортивной комнаты и уголка сенсорики.
Открытие этого центра состоялось благодаря родителям особенных детей, которые вложили в это дело собственные средства.
Светлана Савина – одна из трех мамочек «солнечных» детей из общественного фонда «Кун бала», которые стали инициаторами создания Монтессори-центра для малышей и подростков с особенностями развития. Они нашли этот двухэтажный частный дом, облагородили и переоборудовали из жилого - в учебный.
Обычные дети играют вместе с особенными.
Во дворе разбили детскую площадку – есть деревья и кустарники, песочница, веранда, площадка для активных игр.
- На первом этаже у нас зона 3-6, то есть для детей от трех до шести лет, - рассказывает Светлана, указывая на учебный класс с новой мебелью, которая еще хранит едва ощутимый запах древесины. - Предполагается, что здесь будет проходить подготовка детей к занятиям по письму и математике. Если наших, то в группу будем брать с 4 лет.
В алматинском Монтессори-центре будут проводить развивающие занятия как особенными детьми, так и с обычными.
Примечательно, что здесь говорят именно так - «наши», а не «дети с синдром Дауна», «дети с особенностями развития» и уж тем более – «дети-инвалиды».
В алматинском Монтессори-центре будут проводить развивающие занятия как особенными детьми, так и с обычными.
- На втором этаже – «малышковая» зона, для детей от рождения до 3 лет, - продолжает она, поднимаясь по лестнице, ведущей к просторному помещению, где очень много всего для развития малышей: игрушки, посуда, логические пазлы, специальные контейнеры с гречкой, бобами, столики для работы с песком и многое другое.
- Первые шесть детей уже приступили к занятиям. Работают как в группах, так и индивидуально. У нас проходят уроки по развитию сенсорики, логики, формирования навыков самообслуживания. Здесь есть свободная зона, где работает логопед-дефектолог, а также класс со спортивным и сенсорным оборудованием, про который вы уже слышали. Кстати, его сделали наши мужья.
Говорят, хочешь сделать что-то хорошо – сделай это сам. Кажется, что история появления Монтессори-центра для детей с особенностями развития – именно про это. С одной лишь поправкой: вряд ли три молодые женщины, мамы особенных детей, решившие открыть этот центр, думали о том, что лучше всех знают, как нужно работать с такими детьми. Они и не знали. Да и сейчас не знают это лучше всех, поэтому всё еще в поиске хороших специалистов и передовых методик. Смотрят, выбирают, оценивают. Да и сами, будучи педагогами по профессии, дополнительно проходят обучение по специальным программам, чтобы работать в центре в качестве учителей по системе Монтессори, - минимизируют расходы. А что делать? Приходится. Ведь центр создан на их средства, а поэтому нужно думать, что будет завтра. Ответ на вопрос «А зачем вам это надо?», конечно же, банален: в городе – острая нехватка коррекционных учреждений. И это в Алматы! Те несколько центров, что работают в городе, перегружены настолько, что родителям приходится от года и более стоять в очереди, чтобы их дети попали туда. Время уходит, а вместе с ним тают и шансы на то, что будут серьезные успехи в реабилитации.
Жанат ШУНУШЕВА (на снимке) недавно всей семьей переехала из Жаркента в Алматы. Из-за младшей дочери. Говорит, в районном центре нет условий для развития особенных детей. Прошли несколько курсов массажа – и всё.
- Когда в роддоме сообщили, что мой ребенок - с синдромом Дауна, я подумала: «Жизнь закончена. Будем с дочкой сидеть дома. У меня ребенок – инвалид», - вспоминает Жанат. - Тогда я не знала, что с такими детьми можно и нужно заниматься, что они могут ходить, говорить и даже считать и читать. Случайно познакомилась с одной из мамочек из «Кун бала», присоединилась к их чату. Когда увидела, какие у них детки, что умеют делать, на душе стало легче – не всё так страшно. У них такие успехи - и у нас будут. С апреля мы стоим в очереди в государственный коррекционный центр. Может, годам к двум она дойдет и до нас. Ждем. Хорошо, что теперь есть этот центр – будем ходить сюда.
Хотя мамы из «Кун бала» и называют этот центр «Домом мечты» - он совсем не предел их мечтаний. Оказывается, еще большая проблема на сегодня – это школьное образование «солнечных» детей. Родителей не устраивает подход к детям по принципу «всех под одну гребенку», то есть формирование учебной программы вне зависимости от уровня развития ребенка.
- Родители очень переживают за школьное обучение своих детей, - отмечает Светлана. – Я смотрела нормы и методички по школьному образованию: в конце первого класса наших детей, например, учат букве «А», отличать мальчика от девочки, знать разницу между «высоко» и «низко». Формируют элементарные навыки самообслуживания – одеться и раздеться. То есть этому учат 8-9-летних детей! Обычные усваивают это в 2-3 года. Я не говорю, что всё дело в системе образования, от родителей тоже многое зависит. Кто-то занимается с ребенком с рождения, а у кого-то он растет сам по себе и к школе не умеет ничего. И не потому, что им всё равно: просто не знают, что делать, куда пойти. Моему сыну два с половиной года. Мы уже пытаемся натянуть носок, почистить зубы. В чем-то преуспели, а в чем-то не очень. То есть дети - разные. Вот почему сейчас мы много говорим о школьном обучении. Многие интересуются нестандартными классами с индивидуальным подходом. Когда мы только начали работать в этом направлении, то стало понятно, что в таком классе может быть максимум 6-7 человек и обязательно - два педагога. Но чтобы активно развивать его, конечно же, для начала нужно помещение больше, чем этот дом. А пока это – опять мечта.
Сегодня Монтессори-центр готов принять от 50 до 70 человек. Занятия - по два часа в день, причем не только с особенными детьми, но и с обычными. Как говорят учредители, вопрос оплаты они пока не поднимали. Слишком непростая и щепетильная тема. Первая группа центра - это дети родителей, которые активно вложились в проект. Кто чем смог, как говорится, с миру по нитке. Кто дал денег, кто нанял рабочих, кто привез мебель, кто озеленил территорию. Пока этот дом содержат три учредителя – три мамы, и только арендная плата каждый месяц составляет 350 тысяч тенге. Судя по всему, рано или поздно вопрос с оплатой придется решать, и не для того, чтобы что-то заработать, а элементарно – выжить.
Фото автора.